У Дианы Ноэль Дириенцо и ее подруги Шэрон Фицпатрик много общего. Они живут на одной улице в Милфорде, Коннектикут. Обе совмещают материнство и занятость на работе, обе внезапно остались в одиночестве после многолетнего замужества. (Мисс Дириенцо стала вдовой, мисс Фицпатрик развелась.) Несколько недель назад обе дамы выбрали один способ, чтобы справиться с кризисом среднего возраста.
"Я сказала: "Давай займемся покупками. Давай займемся покупками по-настоящему", - вспоминает мисс Дириенцо, агент по недвижимости.
Так они и сделали: купили себе по "мерседесу". Обе хотели черную машину - сексуально и элегантно. Мисс Дириенцо (53 года) подписала контракт на покупку кабриолета модели CLK350. Мисс Фицпатрик (52 года, медсестра) выбрала сияющий и динамичный "седан" E320. Для каждой из них автомобиль явился манифестом в такой же мере, как и средством передвижения. Слишком долго, говорят подруги, они позволяли своей роли жены и матери определять их выбор: семейные фургоны.
"Я праздную свою жизнь", - говорит Фицпатрик, мать трех взрослых сыновей. "У меня больше нет болезненного стремления всем угождать, - говорит Дириенцо, чья дочь только что окончила колледж. - Теперь я буду угождать сама себе".
Женщины из поколения бэби-бумеров неплохо поработали над тем, чтобы захватить свободы, некогда принадлежавшие исключительно мужчинам. Ничего удивительного, что представители этой обширной группы, у которых заканчивается срок исполнения роли мамочки, часто делают то, что традиционно делали мужчины среднего возраста: покупают сексуальные роскошные автомобили, предназначенные не для того, чтобы развозить детишек, а для того, чтобы демонстрировать их свободу.
В последние годы отмечается рост продаж "крутых" и экстравагантных машин среди женщин средних лет. Аналитики от индустрии сообщают, что возросло число продаж машин класса люкс женщинам старше 45 лет, а продавцы говорят, что все чаще эти покупательницы, заходя в автосалон, интересуются лошадиными силами, а не размерами кузова.
"Мы затрагиваем эту тему практически на каждом совещании", - говорит Лу Лиодори, менеджер по продажам из компании Mercedes-Benz в Гринвиче, штат Коннектикут, который продал машины нашим подругам. "И не сосчитать, сколько учительниц и медсестер покупают кабриолеты".
Это не означает, что женщины средних лет совсем отвернулись от традиционных практичных автомобилей типа Toyota Camry; их продажи тоже растут. Однако и аналитики, и продавцы отмечают, что женщины этой возрастной группы очень часто покупают автомобили лично для себя, что всегда считалось характерным для мужчин на пике кризиса среднего возраста.
Психологи сейчас вновь изучают, как женщины справляются с этим периодом в своей жизни, чем они в этом отличаются от своих матерей и, что еще важнее, от мужчин. В своей последней книге "Переломный момент: как кризис среднего возраста трансформирует современную женщину" Сью Шелленбаргер утверждает, что для многих женщин переломный период среднего возраста - это не столько кризис, сколько пробуждение, шанс прислушаться к надолго задавленному внутреннему голосу. У некоторых внезапно возникает тяга к предпринимательской деятельности, другие отправляются в экспедицию в леса Гондураса.
Красная спортивная машина - это все еще мужское клише. Но и у женщин бывают фантазии о большой дороге, особенно если они выросли на фильмах "Беспечный ездок" и "Тельма и Луиза".
Продавцы автосалонов и наблюдатели отмечают даже, что женщины нередко проявляют лучшую осведомленность в качестве клиентов.
В автомобильной индустрии широко известно, что женщины влияют на 75% всех автомобильных покупок. Помимо того, что их познания основывается на многолетнем участии (по крайней мере) в принятии решения о том, какую машину купить для семьи, они также узнали кое-что из интернета, с сайтов для женщин о машинах.
Сандра Кинслер, редактор сайта WomanMotorist.com, говорит, что ее сайт отражает возрастающее желание быть автономными. "Вместо того чтобы муж говорил: "Моей малышке нужна какая-нибудь машинка", женщина говорит: "Я хочу 150-й", имея в виду полноразмерный Ford пикап модели F-150".
Возможно, нет необходимости разграничивать маркетинг для мужчин и для женщин. "Нет никаких причин, чтобы тут были различия", - говорит Пола Каплан, психолог, специалист по исследованию женщин в университете Браун, которая, сколько себя помнит, мечтала о "мазерати". "Если вы любите скорость, грацию, силу - это не удивительно, это нравится большинству человеческих существ".
Дженет Зидрих, 46 лет, все еще возит детей в школу на семейном автомобиле Lincoln Town Car, но держит в гараже Mini Cooper цвета индиго специально для себя, для тех случаев, когда ей хочется погонять по-настоящему. "Это - когда мне хочется получить удовольствие. Я на нем катаюсь".