Подобно другим маленьким странам с "большими" соседями, Финляндия изо всех сил старается не навлечь на себя гнев. Поэтому, когда Хейди Хаутала, депутат парламента от зеленых, занимавшая в свое время пост министра окружающей среды, набросилась с критикой на снижающиеся демократические стандарты в путинской России, всеобщее чувства шока в Хельсинки стало почти физически ощутимым. Столкнувшись с осуждением бывшего премьер-министра Пааво Липпонена и других представителей политического истеблишмента, Хаутала обратила свои стрелы на них. "В парламенте всегда есть риск того, что могут быть высказаны различные политические мнения", - сказала она язвительно.
На этой неделе Хаутала была все так же непоколебима. Авторитарные тенденции в России должны волновать финнов не меньше, чем их соседей из прибалтийских республик, Украины, Молдавии и Грузии. "Россия больше не представляет собой военной угрозы. Но я думаю, что мы ответственны за то, чтобы попытаться повысить уровень стабильности и демократии. А ведь только демократическая страна может быть стабильной, - сказала она. - Оставив в стороне экологические опасения, растущая власть России в качестве поставщика энергоресурсов (Финляндия полностью зависима от российских поставок нефти и газа) представляет собой новый тип угрозы безопасности. Они используют это как оружие и совершенно этого не скрывают".
Нервозная реакция на слова Хейди Хаутала стала своеобразным отзвуком самоцензуры советских времен, когда было сформулировано специальное понятие "финляндизация" для описания стран, исподволь подгоняющих свою политическую деятельность под желания Москвы. "Подобный образ мышления полностью не изжит. Это все еще сидит у нас в головах", - говорит Лассе Лехтинен, депутат Европарламента от Финляндии.
Обеспокоенность Хейди Хаутала, добавляет он, вполне обоснованна. "В целом в последние два года наблюдается растущее чувство тревоги в отношении России. Мы не говорим об этом, но мы об этом думаем".
Матти Ванханен, премьер-министр страны и лидер правящей центристской партии - Социал-демократической коалиции, явно символизирует собой финский осторожный и прагматичный подход. В интервью на этой неделе он отказался присоединиться к обличительным заявлениям вице-президента США Дика Чейни, который недавно в Литве яростно осудил правительство Путина, и сказал, что в российской демократии наблюдается "заметный прогресс". Он утверждал, однако, что Финляндия не станет уклоняться от своих обязанностей, вступив 1 июля в должность председателя ЕС. "В отношении прав человека и демократии должен быть установлен диалог с Россией, как и с рядом других наших партнеров", - сказал Ванханнен.
По мере того как Россия восстанавливает силы после хаоса 1990-х, старые проблемы зависимости Финляндии времен холодной войны возвращаются в более мягком варианте - и вряд ли у нее есть другие варианты, кроме как вести разумный бой. Россия на данный момент - самый крупный торговый партнер Финляндии. По данным аналитиков Банка Финляндии, в 2004-2005 годах промышленные инвестиции Финляндии в России увеличились в шесть раз. Более 2200 финских компаний принадлежат российским собственникам или частично контролируются ими, а иммиграция из России стремительно растет. Транзитная торговля также приобретает все большее значение, так как Финляндия становится своеобразным северным Сингапуром. Порядка 20% российского импорта теперь проходит через Финляндию.
Ведущие бизнесмены, такие как медиамагнат Аатос Эркко, говорят, что нынешняя Россия со всеми ее недостатками лучше России времен Ельцина. Однако некоторые политики, например Юрки Катайнен, напористый лидер консервативной оппозиции, говорит, что крепнущая хватка России является основанием для растущего беспокойства и, в частности, усиливает общественную поддержку полному членству Финляндии в НАТО, за что ратует его партия "Национальная коалиция".
"У каждого народа есть исторические шрамы, для нас это Россия, - говорит Катайнен. - В России все еще старое мышление. Они хотят опять быть сверхдержавой. И их мышление окрашено этим. Мы хотим вступить в НАТО, чтобы укрепить свою безопасность и усилить международное влияние". Тем временем правительство во время председательства страны в ЕС будет продвигать инициативы наведения мостов, такие как проект "Северное измерение" (Northern Dimension), направленный на укрепление сотрудничества между балтийскими государствами и северо-западной Россией.
"Вполне здраво звучит идея предоставить время на развитие демократии, - говорит Хаутала. - Но путинская Россия движется в неверном направлении. Многие, похоже, считают, что можно смириться с некоторыми "недостатками", коль скоро установилась "стабильность". Я же вижу опасность в такого рода "реалполитик". Стабильность может проистекать только из подлинной демократии, торжества закона и уважения к правам человека".