Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июня 2006 г.

Фредерик Коллер | Le Temps

Тегеран проверяет на прочность поддержку России и Китая

Это эскиз стратегического альянса, которого у США и Европы есть все причины опасаться: в четверг в Шанхае к китайскому лидеру Ху Цзиньтао и российскому президенту Владимиру Путину присоединится Махмуд Ахмадинежад. Тем временем Тегеран по-прежнему сохраняет неясность по поводу своих намерений в ядерной области. Глава иранского государства приехал в город, являющийся витриной китайского капитализма, в качестве наблюдателя. Но в ситуации международного кризиса он станет настоящей звездой этой ежегодной встречи Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Китай, Россия и четыре центральноазиатских страны - Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Индия, Пакистан и Монголия также имеют статус наблюдателя, а афганский лидер Хамид Карзай появится на саммите в качестве гостя.

Официально ШОС была создана десять лет назад для "борьбы против терроризма, экстремизма и сепаратизма". Тем не менее в Вашингтоне в ней видят инструмент, призванный сдерживать американские амбиции в Центральной Азии. На последнем совещании в июле 2005 года члены этого не вполне демократического клуба призвали США закрыть две из имеющихся у них в регионе военных баз. Когда американцы выразили обеспокоенность, Москва заявила, что было бы "ошибкой" видеть в ШОС прообраз военного альянса типа НАТО. Это звучит почти как признание.

По мнению ястребов из администрации Буша, участие Ирана в этом и без того подозрительном форуме побуждает к еще большему недоверию. "Странно, что в организацию, которая говорит, что она борется с терроризмом, приглашают одно из ведущих террористических государств мира", - заявил в начале мая американский министр обороны Дональд Рамсфельд. В отличие от Вашингтона, Пекин и Москва всегда отказывались рассматривать Иран как государство, поддерживающее международный терроризм.

Китай и Россия - основные союзники Тегерана в его борьбе за атом. Но важно выяснить, какую роль эти две страны готовы играть. В настоящее время они поддерживают предложения Европейского союза, но отвергают идею введения санкций ООН в случае отказа Ирана от сотрудничества. Москве и Пекину вовсе не хочется, чтобы Тегеран обзавелся атомным оружием. Некоторые наблюдатели надеются, что российский и китайский президенты сумеют убедить иранского коллегу проявлять больше сдержанности. Но, судя по северокорейскому досье (в котором Пекин и Москва также являются единственными союзниками Пхеньяна), их стремление влиять на события имеет свои пределы.

В частности, Китай не имеет ни малейшего намерения ссориться со страной, обладающей четвертью мировых запасов нефти в ситуации, когда его экономике угрожает дефицит энергоресурсов. И неудивительно, что Махмуд Ахмадинежад прибыл в среду в Китай в сопровождении своего министра нефти. Индия, понимающая, что она не сможет остаться в стороне от развития событий, будет представлена в Шанхае министром нефти. Тем самым она напомнит, что для индийцев - как для Китая, России и стран Запада - Центральная Азия остается в первую очередь полем битвы за энергоносители, а уже потом фронтом борьбы против исламского экстремизма.

Как бы то ни было, центральным пунктом официальной повестки дня саммита ШОС остается борьба с терроризмом. Борьба, которую ведут авторитарные государства, нередко оправдывающие подавление сепаратистских и демократических движений. "Государства - члены ШОС совершили серьезные нарушения прав человека, прикрываясь борьбой с терроризмом, - предостерегает неправительственная организация Human Rights Watch. - Хотя конструктивное региональное сотрудничество могло бы сыграть важную роль в победе над терроризмом, есть все причины опасаться, что организация просто поддерживает наихудшие виды деятельности, практикуемые ее членами".

Чтобы обеспечить успешный ход саммита, китайские силы правопорядка не пожалели средств: не менее 60 тысяч сотрудников службы безопасности находятся в Шанхае. Часть населения была отправлена в принудительные отпуска, а магазины, расположенные поблизости от мест проведения конференции, закрыты. Многие из тех, кто борется за свои права (главным образом, против произвольного переселения) были взяты под полицейское наблюдение. Исламистскому режиму Тегерана такая модель авторитарного капитализма по душе.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru