В своей дизайн-студии в Лос-Анджелесе Хеллен Юань отдала только что созданную ею блузку в утюжку и с нетерпением ожидала результатов.
Когда через несколько минут она зашла за кофточкой, то была шокирована: ее стильное творение, изготовленное из необычной ткани на основе кукурузного волокна под названием Ingeo, было уничтожено. "На моей блузке зияла огромная дыра в форме утюга", - рассказывает Юань, дизайнер Loudermilk Inc.
Ingeo - это лишь одна из экологически чистых тканей, которые компания Loudermilk использует в джинсах, трико и топах своей весенней коллекции 2007 года. Чтобы решить проблему "таяния" ткани под утюгом, Юань думает, что ей придется изменить швы на блузке, чтобы ей вообще не требовалась глажка.
Быть "зеленой" в фэшн-индустрии не так уж и просто. Дизайнеры - от Кейтрин Хэмнетт и Стелы Маккартни до Эйлин Фишер и Рогана Грегори - используют в своих коллекциях хлопок, "свободный от химикатов, пестицидов и инсектицидов". Джорджио Армани, который уже продает шорты и свитера из конопли, нынешней весной представил вязаный свитер из кукурузных волокон. "Экологически чистый и технически современный, - написано на ярлыке изделия. - Получено из 100-процентно возобновляемых природных источников и полностью биоразлагаемо".
Однако, как узнала Юань, некоторые новые полностью натуральные ткани, такие как кукурузное волокно, не выдерживают горячего утюга. Другие, такие как бамбуковая ткань, быстро истираются и могут растянуться. Банановое волокно отлично подходит для шляп, но вызывает зуд, если его использовать для пошива одежды.
Дебора Милнер, лондонский дизайнер, получила грант от Aveda, подразделения Estée Lauder Cos., на производство линии экологически чистых вечерних платьев. Гвоздь ее коллекции, дебют которой состоится в Риме этим летом, - это "кружевное" подвенечное платье стоимостью 14,7 тыс. долларов, изготовленное из кристаллов Swarovski и 100 расплавленных и переработанных полиэтиленовых пакетов. Однако Милнер поняла, что не сможет сшить полиэтиленовое кружево, не проделывая в нем маленьких и нежелательных дырочек. Тогда она решила посадить кружево на сетку, чтобы кусочки оставались единым целым.
Когда два года назад Линда Лудермилк начала работать с чистой бамбуковой тканью, то сначала сшила пару рубашек-прототипов, чтобы протестировать их. Одна размокла при стирке. А если бамбуковую рубашку повесить на плечики, то она растянется и за ночь превратится в платье. Если же в ткань добавить органический хлопок или шерсть и изменить плетение, то предметы одежды будут сохраняться лучше. Сегодня компания использует бамбуковую смесь для вязаных футболок и других предметов.
Несмотря на сложности, экологически чистые ткани пробивают себе путь. Органический хлопок из них популярнее всего, и сейчас он более высокого качества, чем был в начале 1990-х. Крупные производители активно его используют, и на следующей неделе Levi Strauss, как ожидается, объявит о начале производства джинсов именно из такого хлопка и других эко-материалов, таких как переработанный металл и натуральное дерево для пуговиц и кнопок.
Так же широко используется полотно, изготавливаемое из переработанных пластиковых бутылок. Производители одежды часто используют Tencel, искусственную ткань из целлюлозы из древесной массы. Из этой ткани шьют все - от платьев до пижам.
"Последний раз ткани были столь же интересными в 1960-х, когда они стали полностью ненатуральными, синтетическими и производились в пробирке", - говорит Дэвид Вулф, креативный директор консалтинговой фирмы Doneger Group.
Однако многие дизайнеры указывают, что путь еще предстоит немалый. Хэмнетт, лондонский дизайнер, отказалась от бамбука, потому что для превращения бамбуковой массы в волокно нужны химикаты. "Мы просмотрели все материалы и обнаружили, что ни один из них нас не устраивает, за исключением разве что органического хлопка", - говорит она.
Но даже у хлопка есть свои недостатки. Поскольку предложение органического хлопка ограниченно, Хэмнетт пришлось попотеть, чтобы изыскать достаточно ткани класса "люкс" для своей весенне-летней коллекции-2007. Дизайнеры вынуждены как-то решать проблемы изготовленной целиком из хлопка одежды, которая может растянуться, потерять форму, а на ее сушку может уйти целая вечность. Они часто добавляют в материал синтетику, например, лайкру, чтобы сократить время сушки и сохранить форму изделия - а это, по словам пуристов вроде Хэмнетт, вообще лишает смысла всю затею. Однако даже она обнаружила, что ей необходимо добавить эластана в белье и в тренировочные брюки. "Мы пытаемся использовать его как можно меньше", - говорит она.
Стирка джинсовой ткани также не совсем экологически чистое занятие. Чтобы смягчить джинсовую ткань и придать ей вид поношенности, дизайнеры подвергают джинсы воздействию жестких химикатов или используют пемзу или вулканические породы, и некоторые считают это экологически неприемлемым.
Так что Howies, британский производитель джинсов, выступил с альтернативой: использовать в цикле стирки старые мячи для гольфа. Однако они не создавали достаточного трения, рассказал Дэвид Хайит, сооснователь Howies. После часа стирки джинсы выглядели почти такими же, как и до стирки. В итоге фирма Howies нашла германскую компанию, производящую прорезиненные "эко-мячи". Теперь "эко-мячи" придают джинсам Howies вид легкой потертости, говорит Мелани Фармер, менеджер по производству Howies. А компания может похвастаться тем, что ее джинсы были выстираны с "эко-мячами" - мягкости ради.