Отважные противники Путина видят в 2008 году шанс на подлинные перемены
Это странная троица: знаменитый шахматист, колоритный радикал с весьма спорными взглядами и бывший государственный деятель с вкрадчивыми манерами. Вместе они вышли в политический поход, который кажется донкихотством в квадрате, - задумали заменить нынешний режим в России другим.
Союз 44-летнего Гарри Каспарова, экс-чемпиона мира по шахматам, 64-летнего Эдуарда Лимонова, лидера запрещенной Национал-большевистской партии, и 49-летнего Михаила Касьянова, бывшего премьер-министра, реализовался в проведении ряда уличных акций протеста, первая из которых состоялась в конце прошлого года. Демонстранты требуют свободных и честных выборов в России. В эту субботу более 2 тыс. человек приняли участие в акции в Санкт-Петербурге, приуроченной к выступлению президента Владимира Путина на экономическом форуме, проходившем в этом городе. Акция, как и аналогичное собрание в Москве в понедельник, прошли мирно.
В предыдущих случаях российские власти реагировали на такие акции весьма жестко: тысячи бойцов подразделений по борьбе с уличными беспорядками были брошены на разгон несанкционированных маршей этой организации. В связи с этим сложилось впечатление, что Кремль не потерпит ни малейшей оппозиции себе сейчас, когда близятся декабрьские парламентские и мартовские президентские выборы.
Мощная реакция официальных властей, возможно, способствовала гипертрофированию значимости "Другой России", как называется коалиция - по сравнению с ее шансами хоть чего-то добиться на выборах (по оценкам социологических опросов, а также самого Путина).
В интервью все трое руководителей "Другой России" независимо друг от друга утверждают, что, каким бы фантастичным это ни казалось, Россия сейчас переживает переломный момент: неминуемый уход Путина повлечет за собой столь лютую междоусобную борьбу между кремлевскими фракциями, что государство поневоле перестанет зажимать политических конкурентов, и состоятся свободные президентские выборы.
Они предсказывают, что на выборах победит кандидат от оппозиции, хотя и не пришли к единому мнению о том, кто должен стать этим кандидатом. Лимонов поддерживает Касьянова, а Каспаров отдает предпочтение 69-летнему Виктору Геращенко, бывшему председателю совета директоров упраздненной нефтяной компании ЮКОС.
"Мы сознаем, что недостаточно сильны, но если наше движение доживет до середины осени, мы будем являть собой центр консолидации в период раскола в Кремле, и это создает новые возможности, - говорит Каспаров. - Мы считаем, что к концу нынешнего года или к концу осени режим начнет рушиться под давлением изнутри. На мой взгляд, они боятся успеха одного из своих коллег больше, чем успеха демократии".
Фантастический сценарий, говорят аналитики, ссылаясь на то, что долгая история междоусобицы характерна именно для российской оппозиции, а не для Кремля. "Другая Россия" не смогла вдохновить простых россиян, добавляют они. "Не думаю, что они добились какого-то значимого отклика от масс, - говорит политический обозреватель Георгий Бовт. - Они держатся на плаву, но конкретной стратегии у них нет. Не думаю, что они представляют собой реальную оппозицию".
По данным опроса "Левада-центра" в мае, только 5% респондентов выразили желание голосовать на президентских выборах за Касьянова. Для сравнения: за Сергея Иванова 31%, за Дмитрия Медведева - 29% (оба занимают должности первых вице-премьеров). Опрос был проведен до того, как бывший руководитель ЮКОСа Геращенко сообщил о выставлении своей кандидатуры.
"Другая Россия" была образована год тому назад несколькими несхожими между собой маленькими партиями, а также активистами правозащитного движения. В идеологическом отношении между ними было мало общего, помимо убеждения в том, что (как гласит заявление коалиции) Кремль четко намерен уничтожить гражданские свободы и зачистить политическое пространство.
Благодаря славе Каспарова, а также неуемной драчливости Лимонова и его сторонников объединение выделилось среди других политических оппонентов Путина.
В 1985 году Каспаров стал самым молодым официальным чемпионом мира по шахматам. В советском истеблишменте он никогда не был ко двору, но его наступательный стиль, который он позднее перенес в политику, произвел фурор в шахматном мире. В 2005 году он ушел из шахмат.
Лимонов меняет ипостаси как перчатки, с тех пор как в 1974-м, будучи диссидентски настроенным поэтом, эмигрировал из Советского Союза и оказался в Нью-Йорке, где также чувствовал себя несчастным и не на своем месте. Эти переживания описаны в его романе "Это я, Эдичка".
После краха СССР он вернулся в Россию и заявил о себе как твердолобый националист. Его акции варьируются от зловещих до театральных. Во время боснийской войны его засняли стреляющим из пулемета с сербских позиций по осажденному Сараево. Недавно его молодые последователи повесили транспаранты с надписью "Путин, уйди сам" на общественных зданиях, которые взяли штурмом и ненадолго заняли.
"Кремль считает его настоящим наци", - говорит Вячеслав Никонов, близкий к кремлевской администрации президент Фонда политики.
Каспаров и Касьянов говорят, что Лимонов посвятил себя демократической политике. "Он борец, и сегодня он отстаивает принцип демократической России, - говорит Касьянов. - Как только мы создадим благоприятную среду для политического соперничества, то, конечно, начнем между собой бороться. Коалиция - временное образование".
Активисты "Другой России" утверждают, что в российском обществе зреет глубокое, но пассивное недовольство: среди бедняков, которые ничего не получают от продолжающегося экономического бума, и среди бизнесменов и интеллигенции, удрученных тем, что страна движется в сторону авторитаризма.
В Кремле "боятся, что к концу этого года или началу следующего протесты перерастут в цунами", говорит Лимонов: "Они не понимают недовольства россиян. Ненависть населения скрыта под слоями и слоями большой лжи".
Однако при Путине число бедных сократилось вдвое, начал формироваться средний класс и страна, разбогатевшая на торговле нефтью и другими природными богатствами, вернулась на мировую политическую арену в качестве уверенной в себе державы, что, по-видимому, вызывает большой восторг населения.
"Нам нечего бояться маргинальных групп, - сказал в мае Путин на совместной пресс-конференции с лидерами ЕС, когда его спросили об отношении к Каспарову. - Тем более столь малочисленных, о которых мы знаем".
Рейтинг популярности Путина зашкаливает за 70%. Но недавние опросы также содержат кое-какие тревожные сигналы для Кремля. По данным мартовского опроса "Левада-центра", 73% респондентов говорят, что за прошлый год не стали жить лучше или даже стали жить хуже. И только 18% сказали, что верят, что в следующем году их жизнь улучшится.
"Люди не верят пропаганде, - говорит Касьянов. - Возьмем самую простую вещь - инфляцию. Людям говорят, что она составляет 8%. Но в действительности для половины населения она составляет 25%, так как цены на то основное, на что они тратят деньги, - на продукты, на транспорт - растут".
"Да, недовольство есть, но так настроены коммунисты и националисты, а они никогда не станут голосовать за Касьянова, - говорит Никонов. - Он олицетворяет капиталистическую продажную олигархию".