У Токио и Москвы, уверен постоянный автор Frankfurter Rundschau Карл Гробе, есть много причин для того, чтобы договориться. Северная Корея - одна из них. Кроме того, Россия с удовольствием продавала бы еще больше ресурсов, которые так необходимы Японии. Этим, подчеркивает Гробе, список интересов не ограничивается.
И только когда речь заходит о четырех спорных островах, Россия и Япония берут за основу другой руководящий принцип: вперед, к конфликту! Предметом конфликта являются острова Итуруп, Шикотан, Кунашир, а также группа островов Хабомаи. Россия, как в свое время и СССР, относит их к Курилам, а Япония называет Северными территориями - своими территориями. На днях, добавляет автор, нижняя палата японского парламента приняла законопроект, подтверждающий суверенитет Токио над этими островами. Российская сторона назвала этот документ "очень досадным" и неприемлемым. По мнению Москвы, Южные Курилы законно перешли к СССР в результате Второй мировой войны.
Этому конфликту, продолжает журналист, уже 150 лет, и перетягивание каната вокруг принадлежности островов, продолжавшееся все это время, ни к чему не привело. После Второй мировой все усложнилось еще и тем, что мира между Советским Союзом и Японией так и не было заключено. Но США, подписавшие с Японией мирное соглашение в 1951 году, обязали Токио отказаться от "Курил". Правда, отмечает далее издание, через 6 лет Вашингтон заявил о том, что под "Курилами" вышеназванные 4 острова не подразумевались. Токио аргументирует свою позицию тем, что Москва не может ссылаться на мирный договор 1951 года, поскольку его не подписывала.
Конфликт, отмечает в завершение автор, носит пока вербальный характер, но это не мешает ему быть таким же ожесточенным, как между Южной Кореей и Японией вокруг острова Докдо. Президент Медведев и премьер Асо обвиняют друг друга в нарушении закона. Цена вопроса стремится к нулю, но этот спор - дело принципа.