The Financial Times комментирует заявление главы российского правительства Владимира Путина о том, что после 16 лет переговоров Москва отзывает заявку на вступление в ВТО, куда она теперь войдет лишь в составе таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией.
На Западе некоторые сочли этот шаг переговорной тактикой, призванной надавить на западных партнеров: либо они откажутся от дополнительных условий и примут Россию сейчас, либо процесс затянется на неопределенный срок.
В то же время, отмечает издание, российские наблюдатели рассматривают этот резкий поворот как часть общего сдвига российских приоритетов, нацеленного на расширение сферы влияния в бывшем Советском Союзе.
"Для России наиболее важной стратегической задачей сейчас является создание независимого центра силы, собственный экономический блок. Свой клуб важнее глобального клуба", - говорит Дмитрий Тренин, ведущий аналитик в московском Фонде Карнеги.
Редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов отмечает: "Единственная возможность для России выстроить свои позиции - это создать собственный региональный центр влияния... Это и есть многополярный мир, о котором Путин так давно говорит".
Впрочем, многие не согласны с такими оптимистичными оценками. Как заявил изданию один крупный западный банкир, подобная политика - большая ошибка. "Если хочется играть в большого мускулистого парня, - пояснил он, - надо для начала разобраться со своими проблемами. Посмотрите на российскую инфраструктуру, это же фиаско".
В то же время внутри российской политической элиты многие уверены, что Россия вообще не должна вступать в ВТО, пишет издание, причем в условиях кризиса число скептиков выросло.
Авторы статьи также отмечают, что с самого начала кризиса Москва активно использует экономические возможности: предлагает помощь постсоветским странам, наращивая при этом свое влияние. Ожидается, что таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана будет создан 1 января 2010 года.