До недавнего времени страсть российского олигарха, возглавляющего Европейский еврейский конгресс, Вячеслава Моше Кантора к русской живописи ХХ века не была достоянием общественности; о его богатой коллекции, насчитывающей около 300 полотен, знали только друзья и посвященные. 11 июня часть этого сокровища впервые была представлена публике в женевском Дворце наций на выставке под названием "Отечество мое - в моей душе. Искусство без границ", сообщает Le Monde. В экспозиции представлено около четырех десятков работ, среди них - произведения Бакста, Тышлера, Шагала, Сутина, Ротко, Модильяни, Булатова и Кабакова.
На открытии выставки Кантор, более 15 лет проживающий в фешенебельном женевском предместье Колоньи, говорил о решающей роли российских художников еврейского происхождения в европейской культуре прошлого века и высказывал удовлетворение тем фактом, что выставка теперь сможет объехать весь мир. Однако, отвечая на вопрос, как продвигается наделавшее много шума строительство его "частного музея" в Колоньи, он отметил, что это касается не искусства, а строительства, пишет корреспондент Агата Дюпарк. Коллекционер затеял колоссальные работы по строительству новой виллы, художественной галереи площадью 405 кв.м, крытого бассейна, подземного гаража и тоннеля, связывающего постройки с садом. Соседи Кантора, в частности основатель Давосского форума Клаус Шваб, тщетно пытались добиться запрета на строительство: "Кантор, состояние которого оценивается в 650 млн долларов, не тот человек, которым можно понукать", - пишет газета.
По данным российской прессы, продолжает Le Monde, "он сыграл решающую роль в судебном процессе против клана Михаила Ходорковского". Сегодня Кантор, пользующийся благосклонностью Кремля, продолжает железной рукой руководить своей империей - группой компаний по производству минеральных удобрений "Акрон", сообщает издание.