Неопубликованные документы Международной миссии под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств августовского конфликта на Кавказе содержат доказательства вины в первую очередь президента Грузии Саакашвили, но также Кремля и осетинских военных, пишет Der Spiegel.
В документах, которые лежат на столе женевского бюро главы комиссии Хайди Тальявини, содержатся ответы российской, грузинской и южноосетинской и абхазской сторон на вопросы, поставленные комиссией. Здесь имеются и заключения экспертов, оценки дипломатов, военных, а также высказывания жертв военного конфликта из числа мирных жителей.
В конце июля, пишет автор статьи Уве Клуссманн, Хайди Тальявини, получившая репутацию специалиста по особо каверзным дипломатическим вопросам, должна будет представить выводы своей комиссии Совету министров стран Евросоюза. Из них должно стать ясно, что именно в августе 2008 году неожиданно привело давно назревавший региональный конфликт вокруг самопровозглашенной Южной Осетии к отрытому военному противостоянию с Россией. Кто виновен в самой серьезной конфронтации между Востоком и Западом со времен холодной войны?
От выводов, которые сделает комиссия во главе с Тальявини, зависит многое, отмечает издание. Например, можно ли считать Грузию серьезным кандидатом на вступление в НАТО или страной управляет авантюрист? На основании оценок экспертов предстоит понять, какие цели преследовал Кремль: защищал ли он стремящуюся к независимости Южную Осетию от грузинской агрессии или развязал мировой кризис, хоть и ненадолго заняв грузинскую территорию?
Так или иначе, пишет далее корреспондент, но лежащие перед Тальявини документы опровергают версию президента Саакашвили о том, что его страна стала безвинной жертвой "российской агрессии".
Один из членов комиссии - старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований Кристофер Лэнгтон - так резюмирует военное фиаско Тбилиси: "Грузинская мечта разбилась, и страна должна винить в этом только себя".
Его коллега, брюссельский политолог Бруно Коппитерс задается вопросом о поддержке Саакашвили со стороны Запада.
А вот берлинский публицист Йорг Химмельрайх, напротив, продолжает выступать за членство Грузии в НАТО и аргументирует "временную оккупацию Цхинвали грузинскими военными" давлением, под которым находился Саакашвили: грузинский президент неоднократно обещал своему народу возвращения мятежных провинций. Этот публицист называет российскую реакцию "агрессией" и обвиняет Москву в нарушении международного права. С ним не согласен правозащитник Отто Лухтерхандт, настаивающий на том, что Россия защищала своих миротворцев, действуя в соответствии с хартией ООН.
В ходе работы над документами эксперты натолкнулись на доказательства того, что утром 7 августа 2008 года к границе с Южной Осетией по приказу Саакашвили подошли 12 тыс. военных и 75 танков. Помимо этого, продолжает автор, высказывания президента Грузии не оставляют сомнений в том, что он готовился решить вопрос о восстановлении территориальной целостности страны военным путем. Об этом свидетельствуют и доклады тогдашнего посла ФРГ в Грузии Уве Шрамма.
Члены комиссии, отмечает Клуссманн, сходятся в том, что обе стороны - грузинская и российская - нарушили положения Женевской конвенции о защите гражданского населения во время военных действий. Обе армии использовали кассетные бомбы, которые обладают особой смертоносной силой.
Кроме прочего, резкой критике комиссии подверглись и многочисленные атаки южноосетинских боевиков на мирное население Грузии.
Как отмечает в заключение автор публикации, в выводах международной комиссии не будет ответа на следующий вопрос: какую роль сыграли США в российско-грузинском конфликте? Администрация Джорджа Буша в течение многих лет оказывала Тбилиси военную помощь, напоминает он.