"Москва столкнулась с дилеммой: как сбалансировать интересы своих крупных производителей зерна, которые хотели бы неограниченных продаж на зарубежных рынках (что привело бы к росту внутренних цен), с интересами миллионов россиян, обеспокоенных продовольственной инфляцией", - пишет The Financial Times.
"Исход этого спора даст о себе знать далеко за пределами России и может сказаться на мировых рынках зерна в ближайшие месяцы", - отмечает автор статьи Изабель Горст.
"В прошлом месяце Москва отменила запрет на экспорт зерна, сигнализируя о возвращении на рынок одного из крупнейших в мире экспортеров пшеницы как раз вовремя, чтобы компенсировать нехватку зерновых в пораженной засухой Западной Европе и на юге США", - говорится в статье. Но, в то время как трейдеры бросились перевозить зерно из внутренних районов страны в черноморские порты, чиновники призывают к карательным экспортным пошлинам.
Призывы к их введению "отражают обеспокоенность общественности растущими внутренними ценами на продовольствие. Рост продовольственной инфляции стал политической головной болью для российских лидеров, готовящихся к парламентским выборам в этом году и к важным президентским выборам в 2012 году", продолжает автор.
По сообщениям местных СМИ, Сергей Игнатьев, глава ЦБ, предложил ввести пошлину в случае, если базовые цены на российскую пшеницу превысят отметку 6500 рублей за тонну. Российский зерновой союз предлагает ввести экспортные пошлины в случае, если цены превысят 7000 рублей за тонну.
Аналитики полагают, что Москва может прождать два-три месяца - к этому времени большая часть урожая созреет - и тогда решить, вводить ли ограничения или позволить свободную торговлю. По словам чиновников, урожай зерна может составить 85-90 млн тонн в этом году против 61 млн тонн в прошлом.