Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), рассматриваемая Западом как военный инструмент для сдерживания влияния НАТО, может стать инструментом для удовлетворения новых экономических амбиций евроазиатских держав, пишет корреспондент Le Monde. Первыми от этого пострадают, конечно, европейцы, считает автор.
На саммите ШОС, прошедшем 6-7 июня, главы государств-членов (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) вышли за рамки традиционных вопросов региональной безопасности и обсудили возможность расширения сотрудничества в области торговли и геоэкономического партнерства в Азии, говорится в статье. Многие инфраструктурные проекты в сферах транспорта и энергетики должны дать толчок модернизации экономики. Увеличение количества инфраструктурных проектов заставило экспертов говорить о возрождении "Шелкового пути", который обеспечит стратегический контроль над транспортными потоками Север-Юг и Азия - Европа.
Кроме того, важнейшей задачей для Москвы и Пекина является сохранение в регионе существующих политических режимов, смена которых может привести к потере влияния и иметь последствия для внутреннего положение двух стран, некоторые районы которых остаются нестабильными (Кавказ, Синьцзян). Сближение России и Китая может рассматриваться как долгосрочное, полагает автор статьи Бертран Сласки. Так Владимир Путин выразил надежду на увеличение товарооборота между странами до 100 млрд долларов к 2015 году, а к 2020 году - до 200 млрд. Обе страны стремятся воспользоваться выводом войск США из Афганистана, чтобы вернуть себе влияние в регионе.
Однако между государствами-членами сохраняются многочисленные противоречия, замечает автор. В борьбе за сферы влияния Москва на несколько шагов опережает Пекин благодаря советскому наследству, а также сотрудничеству в рамках ОДКБ. При этом сохраняется несколько болевых точек, в частности в Грузии и в Азербайджане, сопротивление этих стран оказывает влияние на жизнеспособность проектов России и Китая.
Для Европы возможность появления нового политического пространства ставит вопрос о ее положении в Азии в 2020-2030 годах, говорится в статье. В условиях серьезных бюджетных ограничений способность ЕС защитить свои жизненно важные интересы может быть поставлена под сомнение, полагает автор статьи.