Год назад, на предыдущем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, большинство участников находились в состоянии шока, пишет Financial Times. Незадолго до форума США и ЕС ввиду аннексии Крыма аннулировали визы и заморозили активы некоторым российским чиновникам и компаниям, а также грозились более широкими санкциями, напоминают журналисты Кэтрин Хилле, Джек Фарчи и Кортни Уивер.
Сегодня, спустя год, газета делает вывод: жизнь в условиях санкций для американских и европейских компаний, ведущих бизнес в России, оказалась не так ужасна, как ожидалось, хотя и изобилует новыми рисками и сложностями.
"Правда, банкиры из стран ЕС и США говорят, что бизнес почти полностью встал, но у компаний во многих других секторах все совершенно не так", - пишет издание.
"Товары и услуги, которые теоретически подпадают под санкции, в реальности, кажется, под них не подпадают. Компании, по-видимому, ищут обходные пути", - сказал Крис Уифер (Macro-Advisory, Москва). По его мнению, правительства некоторых западных стран "очевидно, в огромной мере закрывают глаза" на нарушения.
Неназванный высокопоставленный сотрудник некой иностранной бизнес-ассоциации в Москве сказал: "Есть законные, полузаконные и незаконные способы, и все они широко распространены".
Неназванный топ-менеджер европейской инженерной компании сказал, что некоторые из его конкурентов теперь выполняют часть российских заказов на заводах в третьих странах.
Российские клиенты, которым санкции не дают покупать товар у прежнего поставщика, учреждают новые компании.
Новации в регулировании тоже помогли компаниям приспособиться к санкциям. Европейские регуляторы дали добро на некоторые примеры сотрудничества европейских компаний с "Роснефтью". "Один источник в индустрии сказал, что это позволит продолжить работу на проектах в Арктике, хотя в принципе они подпадают под санкции", - сообщают авторы.
Минфин США уведомил банки и экспортеров, что российским организациям из санкционного списка в целом позволена неоднократная выборка кредита на 30 дней или меньше, если каждый раз они полностью погашают долг.
Источники в энергетике и банковском секторе утверждают, что западные нефтегазовые трейдеры используют эту трактовку, чтобы ссужать деньги, например, "Роснефти".