Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2001 г.

Роберт Дэйвис | The Christian Science Monitor

Космическая станция - дело стоящее

После десятилетий планирования и нескольких лет отсрочек Международная космическая станция (МКС) наконец-то стала пилотируемой, и вскоре она будет готова к выполнению своей научной миссии. Несмотря на то, что сборка комплекса будет продолжаться до 2006 года, недавно подсоединенный к станции новый модуль "Destiny" - это первая из 6 запланированных лабораторий - вот-вот должен начать функционировать. Хотя первая экспедиция еще только приспосабливается к жизни на МКС с ее специфическими туалетами, твердой пищей и гравитацией, новый экипаж уже будет заниматься научными исследованиями.

Для многих американцев космическая станция олицетворяет собой все прекрасное, что создано человечеством. Спросите у любого, и его глаза загорятся от восхищения этим коллективным достижением нынешнего поколения. Однако, если отбросить в сторону романтику, не всех идея МКС приводит в восторг. Если вы будете продолжать задавать вопросы, то услышите критику в адрес этой программы. Главные споры вызывает стоимость проекта, которая, по некоторым оценкам, за 15 лет может достичь 90 млрд. долларов (НАСА считает, что это обойдется в 40 млрд. долларов). Подобная цифра шокирует даже самых ревностных энтузиастов.

Почему же так дорого? По любым меркам этот проект просто огромен: вся станция в сборе (а это 24 модуля весом около миллиона фунтов) будет представлять собой замкнутую биосферу размером с футбольное поле, вращающуюся вокруг Земли со скоростью 7 км. в секунду. Над ее созданием работают 16 стран.

Однако, если не обращать внимание на эти впечатляющие цифры, возникает далеко не праздный вопрос: действительно ли она стоит вложенных в нее средств? Главным образом проект был задуман как научно-исследовательский. Научные работы там будут вестись наверняка, а космические исследования всегда вызывали интерес у человечества. Однако многие считают, что 90 млрд. долларов лучше было бы потратить на Земле в борьбе с безграмотностью, болезнями, нищетой и насилием. Тем не менее, у проекта МКС есть дополнительный аспект, о котором хотя и часто упоминают, но сильно недооценивают. Я говорю о его значении в качестве испытательного полигона для широкомасштабного международного сотрудничества.

Чуть больше года (1999-2000) я работаю в проекте МКС - в основном в Москве, в качестве лица, помогающего преодолеть организационные, культурные и психологические различия между российскими и американскими организациями, участвующими в создании МКС. За этот период, а также еще за один год (1993-1994) аспирантуры в МАИ, я пришел к выводу, что главной ценностью МКС будет именно широта международного сотрудничества. И я имею в виду не хорошие взаимоотношения на Земле, а специфический опыт решения на узком пространстве сложных проблем, связанных с многообразием национальностей и культур.

Слово "международная" в названии МКС оказывается не просто жестом доброй воли, а необходимостью. Просто проект слишком дорог, чтобы его могла осилить одна страна. Однако привлечение к нему такого большого количества стран - чтобы сделать проект экономически реальным - создает дополнительные сложности. В этом смысле МКС становится олицетворением всех тех проблем, с которыми столкнется человечество в наступающем веке, а также моделью их решения. Глобальное потепление, перенаселенность, эпидемии и пандемии - все это проблемы, решение которых можно найти только путем консенсуса между всеми странами.

Насколько более сложной становится проблема, когда речь идет о взаимодействии множества культур и политических систем? Я могу говорить только про Москву и Вашингтон. В этом мире разрядки и доброй воли СМИ полны сообщений о тех чувствах, которые переполняют американцев и русских, только что вернувшихся из поездки в Америку или Москву. "Мы все одинаковые, - слышим мы.- У нас больше общего, чем различий". Хотя эти чувства прекрасны...не верьте им!

Индивидуумы могут быть одинаковы в поисках смысла жизни, счастья и любви. На общественном уровне все обстоит по-другому. И дикие арктические гуси, и орлы - птицы, стремящиеся найти пропитание и вырастить потомство, но в своей среде они ведут себя совершенно по-разному. Мой опыт пребывания в Москве позволяет мне говорить о наличии больших различий в области культуры. Моя работа в проекте МКС наводит меня на мысль, что самая серьезная угроза для успеха МКС будет исходить не от технических проблем, а от философских и культурных различий между странами, участвующими в этом проекте. Однако эти угрозы устранимы. При желании опыт, приобретенный на МКС, может быть использован для решения намного более серьезных проблем.

Так стоит ли МКС потраченных на нее 90 млн. долларов? Кто скажет? Однако в следующий раз, когда вы услышите этот вопрос, вспомните, что эта космическая станция - не просто орбитальная лаборатория, а намного более серьезное дело.

Роберт Дэйвис - профессор физики, работающий в университете в Сиэттле.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru