Этим переизбранием бывший и нынешний президент России Владимир Путин не стяжал себе славы. Как и предшествующие парламентские выборы в декабре прошлого года, президентские выборы тоже не были ни свободными, ни честными.
Нечестной была задолго до дня выборов однобокая телевизионная пропаганда, из-за которой в первые четыре года президентства Путина создавалось впечатление, что в России есть только один политик. Нечестной была подготовка к предвыборной кампании, выстроенная так, чтобы возможные перспективные противники Путина не получили денег, времени на телевидении и места в парламенте.
Нечестной была сама предвыборная кампания, в ходе которой российская государственная машина, управляемая заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым, искусно ставила палки в колеса и без того слабым конкурентам Путина. Несвободными были и сами выборы: хотя Путин, без сомнения, популярен у многих россиян, Кремль не отказался от использования государственных средств манипулирования.
Привлечение избирателей к урнам при помощи материальной выгоды - это довольно сомнительно, а принуждение голосовать вообще лишает выборы всякой легитимности. Однако на то, что в это воскресенье в миллионном масштабе происходило именно это, указывают не только сообщения, появлявшиеся в ходе предвыборной кампании - по поводу явки по приказу и обязательной доле голосов за Путина, но и первые рассказы о том, как проходил день выборов по всей стране.
Студенты и родители из Санкт-Петербурга, которых заставляли голосовать, и оренбургские врачи - это лишь верхушка айсберга грязных технологий, при помощи которых пытались манипулировать голосами и даже фальсифицировать результаты. Вполне возможно, что Владимир Путин - популярный президент. Однако легитимным президентом после этого фарса он не стал.