Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2004 г.

Майкл Макфул | The Washington Post

Невелика отдача от Путина

Президент Буш, должно быть, станет первым мировым лидером, который позвонит президенту Владимиру Путину и поздравит его с победой на выборах. Поскольку Путин - один из ближайших коллег Буша среди мировых лидеров, будет вполне естественно, если Буш станет первым, кто поздравит своего российского друга. В конце концов, Путин первым позвонил Бушу и выразил свои соболезнования и поддержку по поводу 11 сентября 2001 года.

Именно 11 сентября помогло становлению этой в остальном маловероятной дружбы. После того трагического дня война Буша с террором стала новой стратегической целью, и в этой войне весь остальной мир был поделен на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. В этом черно-белом мире Буш смотрел на Путина как на положительного героя.

Бушу следует воздать должное за то, что он положил начало личным отношениям с Путиным. Развитие рабочих отношений с лидерами стратегических стран - это, конечно же, часть работы американского президента. Плохие отношения между американским и российским президентами не пойдут на благо национальных интересов Америки.

Однако поиск приятной компании никогда не должен быть целью внешней политики. Скорее, это должно быть средством достижения других целей. Сегодня проблема американо-российских отношений заключается в том, что личная дружба, инициированная Бушем, дала немного ощутимых результатов, которые Буш сам обозначил как важные цели своей внешней политики.

Буш, кажется, доволен сохранением простого расклада. Путина считают союзником по войне с террором. Таким образом, поддерживать близкие отношения с Путиным - это ключевой момент политики президента в отношении России. Эта простота, однако, не служит на благо американским интересам.

После 11 сентября, чтобы защитить США, Буш совершенно правильно поставил три цели. Во-первых, США должны активно преследовать террористов, которые атаковали или планируют атаковать нас. Это война против террористов в буквальном смысле.

Во-вторых, США должны вновь подтвердить свою приверженность прекращению распространения оружия массового поражения.

В-третьих, США должны поддерживать демократию во всем мире, и особенно на Ближнем Востоке.

Помогли ли близкие отношения Буша с Путиным в реализации этих трех целей? Данные об этом неоднозначны.

В войне с террором в Афганистане Россия оказала существенную военную помощь Северному альянсу и предоставила ценные разведданные, которые помогли уничтожить режим талибов. Два года спустя, однако, сложно указать на какое-либо новое поле битвы, где Буш сумел бы через свои личные отношения с Путиным получить российскую помощь в борьбе с террористами.

Единственный фронт, где Россия якобы ведет прямую борьбу с терроризмом - Чечня, - обернулся бедствием. Там до сих пор орудуют террористы, сегодня в России ничуть не безопаснее, чем в 1999 году, когда началась война, и жестокие методы России, которые вдохновляют новых людей вливаться в террористические движения, не облегчают Америке ее войну против терроризма.

Еще меньше плодов принесли Бушу отношения с Путины в борьбе за нераспространение оружия массового поражения. Как это ни удивительно, спустя два с половиной года после 11 сентября и после появления новых и новых свидетельств об истинных намерениях Ирана, который пытается получить ядерные технологии, Путин не сделал почти ничего для того, чтобы изменить или аннулировать российские контракты на постройку в Иране ядерных объектов.

Нет никаких доказательств того, что Путин активизировал усилия собственного правительства с целью прекращения утечек оружия массового поражения из его собственной страны.

Вина за это ложится и на плечи Буша. Учитывая его близкие отношения с Путиным, два президента могли бы разработать более обширную, более надежную и более прозрачную программу сокращения угрозы для коллективной безопасности. Однако ничего подобного сделано не было.

Что касается последней стратегической цели Америки, поддержки демократии во всем мире, то в ее реализации Путин является препятствием. Он ничего не внес в распространение демократии на Ближнем Востоке и в других местах, но вместо этого действовал как сила ухудшения демократии внутри России.

Путин ведет бесчеловечную войну в Чечне, установил контроль над всеми национальными российскими телеканалами, выхолостил Совет Федерации (эквивалент сената США), начал наступление на федерализм и автономию регионов, произвольно применял закон для заключения в тюрьму и преследования политических оппонентов, исключал кандидатов из предвыборной гонки, нападал и арестовывал лидеров неправительственных организаций, ослабил независимые политические партии России.

Выигранные Путиным президентские выборы - это самые неконкурентные выборы за всю постсоветскую историю. Таким образом, идея о том, что Россия может внести вклад в инициативу "Большой восьмерки" по поддержке демократии на Ближнем Востоке, - это просто абсурд. Несоответствующее реалиям доброе отношение Буша к Путину подрывает доверие к Бушу, когда речь заходит о необходимости демократизации других стран.

Сложные времена требуют сложной внешней политики. Американское правительство имеет возможность добиваться нескольких целей одновременно в отношении сложных, но стратегически важных стран, таких, как Россия. Во время холодной войны некоторые американские лидеры пытались проводить простую политику и делить мир на "коммунистов против нас" и "антикоммунистов с нами".

Подобное упрощение сделало таких разбойников, как Джонас Савимби в Анголе и режим апартеида в ЮАР, нашими "друзьями". Однако более эффективные лидеры понимали, что США требуется сложный подход, предполагающий, в том числе, двойственную дипломатию в отношении одной страны. В отношениях с Советами это означало стремление одновременно и к контролю над вооружениями, и к демократической смене режима в советском блоке.

Сегодня столь же сложная стратегия требуется в отношении России - впрочем, так же как и в отношении Пакистана, Ирана, Египта и Узбекистана.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru