Человеку, который приехал в Минск впервые, столицa Белоруссии кажется нормальным городом. Люди выглядят довольными, улицы чистые, в городских кафе звучат веселые, откровенные разговоры. На стенах общественных зданий в преддверии воскресных выборов развешаны рекламные плакаты четырех кандидатов в президенты. Кандидатам от оппозиции была предоставлена возможность дважды выступить по 15 минут на радио и дважды - на телевидении. Один из них, Александр Козулин, использовал предоставленное ему время для того, чтобы заявить, что президент Лукашенко ведет себя неблагопристойно в личной жизни.
Увы, в самом авторитарном государстве Европы внешнее впечатление нормальности является обманчивым. В канун выборов власти задержали ведущих представителей оппозиции и закрыли оппозиционные газеты. Государственное телевидение является пропагандистским инструментом президента. Что касается господина Козулина, текст его второго 15-минутного выступления подвергся цензуре, а позже он был избит милиционерами. Ни у кого, особенно у оппозиции, нет сомнений в том, что результаты выборов будут сфальсифицированы с целью обеспечить для Лукашенко победу с подавляющим преимуществом.
Вероятность массовых акций протеста невелика, так же как малы шансы на то, что в этой стране вспыхнет новая "цветная революция". Белорусская оппозиция раздает на улицах синие джинсовые ленточки, но трудно найти человека, который бы носил таковую. Митинги оппозиции собирают не более нескольких тысяч человек. Это не Украина, где во время выборов 2004 года разгорелась "оранжевая революция". Президент Леонид Кучма стоял во главе более мягкого режима, который давал оппозиции намного больше пространства для маневра, чем режим Лукашенко. Лидерами революции на Украине были известные политики Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, в то время как ведущие оппозиционные кандидаты в Белоруссии - Александр Милинкевич и Александр Козулин - люди малоизвестные. При этом действующий белорусский президент остается очень популярным в массах.
После того как Лукашенко под лозунгами борьбы с коррупцией удалось добиться своего избрания президентом Белоруссии на последних демократических и честных выборах 1994 года, он обеспечил стабильность и относительное процветание. В прошлом году рост экономики составил 8%, в позапрошлом - 10. Такой рост наблюдается благодаря экспорту из России дешевой нефти, которую Белоруссия перерабатывает и экспортирует в страны Евросоюза, а также благодаря высокому спросу на белорусские промышленные товары, такие как трактора и холодильники, на рынках стран бывшего СССР.
Кроме того, Лукашенко играет на чувстве национальной гордости белорусов, идя на противостояние не только с Западом, но порой и с Россией. Он отказывается ввести на территории Белоруссии российский рубль в качестве единой валюты и не хочет передавать "Газпрому" контроль над белорусскими газопроводами, но при этом продолжает говорить о возможном "объединении" с Россией.
Для Евросоюза большим вопросом остается то, как реагировать на "переизбрание" Лукашенко. Политика "сотрудничества на определенных условиях", которую проводит ЕС сегодня, провалилась. В 1998 году Евросоюз приостановил выполнение соглашений о партнерстве и сотрудничестве с Белоруссией, отказал в выдаче виз некоторым правительственным чиновникам, которые пользуются дурной репутацией, и исключил Белоруссию из списка стран, в отношении которых Евросоюз проводит "политику соседства" - предлагает торговые льготы, материальную помощь и политическую поддержку.
Несмотря на все усилия, которые прикладывает Евросоюз, белорусский режим становится все более авторитарным. "Что может Евросоюз нам предложить по сравнению с Россией? - вопрошает воинственный министр иностранных дел Сергей Мартынов. - Россия обеспечивает нам стабильные поставки нефти и газа по хорошей цене, а также доступ на рынки бывших советских республик с населением 200 млн человек. А политика соседства ЕС не дает полного доступа даже на какой-либо один из рынков".
Между тем экономика Белоруссии зависит от торговли как с Россией, так и с Евросоюзом - на каждую из сторон приходится по 40% белорусского экспорта. Белорусский режим страдает раздвоением личности. С одной стороны, он выступает против попыток Запада изменить политическую систему в Белоруссии и сетует на то, что Евросоюз сторонится белорусского режима. С другой стороны, режим обеспокоен своей зависимостью от России, которая два года назад уже перекрывала ненадолго газовый кран, Белоруссия не проводит приватизацию, чтобы российские олигархи не скупили ключевые белорусские предприятия, а также знает, что западные инвестиции оказали бы большую помощь белорусской экономике. Поэтому Евросоюз имеет рычаги влияния на Белоруссию.
Сокращение торговли может дестабилизировать режим, но одновременно это нанесет удар по рядовым белорусам, чего бы Евросоюз не хотел делать. Евросоюз также выделяет Белоруссии деньги на ликвидацию последствий радиоактивного загрязнения, вызванного чернобыльской катастрофой, на усиление безопасности границ и на борьбу с наркотрафиком, и белорусские власти рады принимать это финансирование от Брюсселя. Вместе с тем ЕС не сумел добиться выделения финансовой помощи белорусским НПО, которые занимаются развитием гражданского общества. Европейская инициатива по демократии и правам человека - программа, в рамках которой выделяются гранты для НПО, предъявляет к грантополучателям настолько сложные требования, что мало какая из неправительственных организаций может их получить. Представители НПО утверждают, что проще заручиться поддержкой американских институтов, таких как фонд National Endowment for Democracy.
Евросоюз не должен игнорировать Белоруссию. Если Белоруссия не изменится в сторону лучшего правительства и ориентации на рыночную экономику, ее ждут социальные, политические и экономические потрясения, которые отразятся и на Европе. В рамках новой политики по отношению к Белоруссии Хавьер Солана, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности, должен приехать в Минск сразу после выборов и предупредить, что любое преследование оппозиции будет чревато последствиями. По отношению к тем, кто будет преследовать оппозицию, можно применить визовые ограничения, если же паче чаяния случится кровопролитие, неизбежной мерой станет запрет на торговлю и инвестиции.
В то же время господин Солана должен предпринять последнюю попытку пойти на контакт с режимом. Солана может пообещать увеличить финансирование ряда проектов белорусского правительства, а также поддержать инициативу Минска по вступлению в Совет Европы в случае, если Белоруссия сделает ряд шагов по направлению к политической либерализации. Кроме того, если Евросоюз будет проводить политику соседства в отношении Белоруссии, это позволит ей получить доступ к множеству научных разработок, а также к общему европейскому рынку, должен указать Солана.
В долгосрочной перспективе Евросоюзу нужно сосредоточиться на развитии гражданского общества в Белоруссии. Евросоюз должен закрыть Европейскую инициативу по демократии и правам человека и создать на ее месте новое независимое агентство по модели американского National Endowment for Democracy - с таким регламентом, который позволяет осуществлять финансирование большинства неправительственных организаций. От этого выиграет не только Белоруссия, но и любое другое государство, где продемократические силы нуждаются в помощи извне.
Евросоюз может упростить визовый режим для граждан Белоруссии. Сегодня им приходится платить от 50 до 100 долларов за въездную визу в ряд европейских стран, что отчасти является сдерживающим фактором для поездок белорусов за рубеж, таксу следует снизить. Евросоюз должен сделать больше для того, чтобы помочь белорусам получать образование за границей. Также стоит затратить средства на улучшение информирования белорусов о событиях в мире. Хорошим началом было бы финансирование ежедневного 15-минутного вещания на Белоруссию радиостанции Deutsche Welle. Можно также печатать газеты за пределами Белоруссии и затем ввозить их на территорию страны.
Кроме того, Евросоюз мог бы усилить нажим на Москву по поводу Белоруссии. Большинство россиян рассматривают Белоруссию как часть своего заднего двора. Но сегодня, когда несколько ее соседей входят в ЕС, эта страна также стала задним двором Евросоюза. Евросоюз должен указать, что он не считает Белоруссию пешкой в геополитической игре и что он знает о ее традиционно тесных связях с Россией - культурных, экономических, военных - которые она сохранит при любом режиме в Минске. Также необходимо подчеркнуть, что России было бы легче иметь дело с демократической Белоруссией, при условии ее стабильности, чем с ее сегодняшним режимом.
Чарльз Грант и Марк Леонард - сотрудники лондонского Центра европейских реформ