Близость, более того, почти совпадение взглядов на внешнюю политику поражает: по Афганистану, по войне в Ираке, по отношениям с Ираном. Если же все это правда, то Италия Романо Проди и Россия Владимира Путина являются такими же союзниками, как во времена Берлускони. Но если приглядеться, то "многополярная ось" между правительствами Рима и Москвы отличается от той, что была в прошлом.
В эпоху Берлускони угроза терроризма сближала Путина и Соединенные Штаты. Сегодня же уровень отношений между российским президентом и Джорджем Бушем опустился до исторического минимума. И сходством позиций России и Италии в конечном итоге можно измерить все увеличивающуюся дистанцию между дворцом Киджи и Белым домом. Проди доволен тем, что Путин поддержал его инициативу о проведении международной конференции по Афганистану. А российский лидер произнес слова о роли Италии, которую она может сыграть в Совете Безопасности ООН в деле "расширения многополярности".
Какое значение все это может иметь для внутриполитической жизни Италии, пока неясно. И Путин, который заявляет о несогласии с "урегулированием конфликтов силовыми методами, в том числе и в Афганистане", получит высокую оценку правого фланга Евросоюза: пусть даже он и не объясняет поведение Российской Федерации в таких окраинных республиках, как Чечня.
Свою роль играет и дружба с Кавалером. Радикал Даниэле Капеццоне иронизирует над теми, кто в парламенте прошлого созыва указывал пальцем на ось Берлускони-Путин. И, однако же, гармонии с российским лидером по многополярности оказалось недостаточно, чтобы развеять впечатление о шаткости ситуации в Кабуле. Кроме того, эта гармония никак не может повлиять на исход голосования в конце марта в сенате по вопросу об изменении финансирования миссии в Афганистане. Показательной можно считать реакцию коммунистов на неофициальные сообщения о том, что итальянские войска будут задействованы вместе с испанцами в некоторых военных операциях.
Министр обороны опроверг эти слухи. Правительство Мадрида сообщило, что речь идет "об операции испанских сил", несмотря на то, что испанский контингент находится в подчинении генерала Антонио Сатты, возглавляющего силы ИСАФ в западной части Афганистана. Это разъяснение, однако, не убедило оппозицию, которая говорит об "итальянских боевых частях, готовых выступить в случае атак талибов": это уточнение лишь усилит нервозность крайне левых. Существует опасение, что обстановка в Кабуле ухудшится до голосования в сенате, в ходе которого вскроется, что Италия втянута в войну, которую пацифисты не могут и не хотят финансировать.