Кризис в отношениях между Россией и Ираном в связи со строительством ядерного объекта в иранском Бушере на этой неделе углубился, когда государственная российская компания, занимающаяся строительством реактора, заявила в понедельник, что АЭС не будет запущена в сентябре и что ядерное топливо не будет поставлено в этом месяце, как планировалось ранее, в связи с неоплаченными счетами.
Более того, "Атомстройэкспорт" (АСЭ) предупредил в среду, что "если в ближайшее время иранская сторона не возобновит финансирование, процесс может принять необратимый характер", добавив, что АСЭ вынужден самостоятельно решать проблемы с субподрядчиками, которые требуют срочных выплат.
В своих заявлениях компания подчеркнула, что как только Иран возобновит выплаты, начнется поставка ядерного топлива. Однако американские и израильские эксперты, которые внимательно следят за развитием ситуации в Иране, считают, что за российским заявлением кроется нечто большее, чем финансовые разногласия, и говорят, что это по существу - стратегическое решение России, которое представляет собой изменение ее дипломатической позиции.
В последние пять лет Россия под различными предлогами откладывала поставки низкообогащенного урана на предприятие в Бушере. Для каждой новой отсрочки передачи топлива на место строительства реактора Россия находила новую техническую отговорку и объяснение.
На этой неделе вице-премьер РФ Сергей Кириенко, возглавляющий агентство по атомной энергетике, сказал, что эта отсрочка "не является политическим шагом".
Однако появляется все больше свидетельств того, что Россия может передумать в том, что касается помощи иранской ядерной программе.
Во время встречи премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта с президентом России Владимиром Путиным в Москве несколько месяцев назад Путин признал в ходе беседы, что внутри российского правительства существуют расхождения в связи с истинными намерениями Ирана и в вопросе о том, должна ли Россия продолжать оказывать ему содействие.
Заявления, сделанные представителями США, также намекают на изменения позиции России. Дважды за прошедшие две недели официальные представители администрации США высказывали одобрение по поводу позиции России и того, что она откладывает завершение строительства атомного реактора в Бушере.
В среду замминистра энергетики США Клей Селл сказал репортерам в Москве, что "действия, предпринятые российским правительством, отвечают нашим общим интересам и общей озабоченности тем, что происходит в Иране".
С такой оценкой согласны эксперты Военной разведки обороны Израиля и министерства иностранных дел, но с ней спорят аналитики "Моссада", которые продолжают считать, что Россия помогает Ирану в получении ядерных технологий и ноу-хау.
Кроме того, складывается впечатление, что Россия больше не создает препятствий для принятия более жестких санкций в ООН в отношении Ирана, которые на этот раз будут включать в себя ограничения на торговлю с Ираном.