Россия, Болгария и Греция дали сегодня сигнальный залп началу строительства нового нефтепровода от Черного до Эгейского моря. Новая энергетическая артерия должна будет обойти перегруженный Босфор, тем самым облегчив энергообеспечение Западной Европы - и укрепив власть Путина
Президент Владимир Путин собственной персоной примет сегодня во второй половине дня участие в торжественной церемонии подписания договора о строительстве, которая пройдет в Афинах во дворце президента Греческой Республики Каролоса Папульяса. Это подчеркивает значение проекта для Москвы. Из Бургаса, болгарского порта на Черном море, нефтепровод протяженностью 280 км пойдет к греческому Александруполису, расположенному в северной части Эгейского моря.
Строительство должно начаться в начале 2008 года, в 2010 году первая партия нефти может быть доставлена морем из российского черноморского порта Новороссийск в Бургас, затем по нефтепроводу доставлена до Александруполиса, а оттуда, на танкере, до нефтеперерабатывающих заводов в странах Средиземноморья. Российские государственные компании "Транснефть", "Газпромнефть" и "Роснефть" в ходе продолжительных переговоров обеспечили себе 51% акций консорциума, который будет заниматься строительством нефтепровода. Греческие и болгарские компании разделят между собой оставшиеся 49%. Таким образом, контроль над нефтепроводом сосредоточен в руках России.
До сих пор львиная доля российских экспортных поставок нефти осуществлялась через проливы Босфор и Дарданеллы. Этот маршрут, однако, перегружен: с 1996 года нефтяной транспорт через проливы вырос с 70 млн до 150 млн тонн. Танкеры, длина которых более 200 метров, из соображений безопасности могут пересекать Босфор только днем, при хорошей видимости и спокойном море. Особенно зимой капитаны танкеров вынуждены проводить дни, а порой и недели в портах Черного моря, ожидая возможности выйти в море. По оценкам специалистов, ущерб, вызванный подобными простоями, ежегодно составляет около 1 млрд долларов.
Подписанию договора предшествовали переговоры, длившиеся более 10 лет. Греция и Болгария изначально настаивали на доли своего участия в компании по строительству нефтепровода, которая составляла бы одну треть, но в конце концов оба правительства были вынуждены уступить требованиям Москвы и признали российский контроль над нефтепроводом - иначе проект мог просто рухнуть.
Таким образом, Россия обеспечила себе еще один эксклюзивный транспортный маршрут для экспорта энергоресурсов в Западную Европу. Одновременно с этим она становится более независимой от Турции, которая контролирует Босфор и Дарданеллы.
Договорившись о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис, Москва отказала турецкому конкурирующему проекту: Анкара покровительствовала в качестве "обходного пути для Босфора" нефтепроводу, который должен был пойти от турецкого черноморского порта Самсун в Джейхан на Средиземном море. Однако этот проект делал бы Россию еще более зависимой от транзитной Турции.
Игольное ушко - Босфор
35-километровый водный путь, отделяющий Азию от Европы, пропускает ежедневно до 150 судов. Босфор считается трудным водным маршрутом, особенно для супертанкеров: капитаны гигантских судов должны проплыть через 14 поворотов, кроме того, ширина пролива в некоторых его частях достигает всего 660 метров. Помимо этого, движение затрудняют и сильные течения.
Экологи уже несколько лет предупреждают об угрозе аварии танкера, которая приведет к разливу мазута у берегов 12-миллионного Стамбула или может окончиться пожаром - как в 1979 году, когда после столкновения румынского танкера Independenta с греческим грузовым судном Босфор был объят пламенем в течение нескольких дней.
Планы по строительству нефтепровода зародились еще в 90-е годы прошлого века. Тогда эксперты греческой компании "Лацис групп", осуществляющей свою деятельность в сфере танкерных перевозок и нефтепереработки, предрекали резкий рост нефтяных перевозок через Босфор - что и осуществилось на практике. Пропускная способность запланированного нефтепровода будет сначала составлять 35 млн тонн в год, а затем 50 млн тонн. Это составит почти треть от объемов нефти, которая сегодня перевозится на танкерах через Босфор.