По данным опубликованного в сентябре доклада Конгресса США, доля России на международном рынке оружия существенно уменьшилась: в 2008 году объем ее военного экспорта составил всего 3,5 млрд долларов, что на 34,3 млрд долларов меньше аналогичного американского показателя и на 7,3 млрд долларов меньше ее собственного показателя за 2007 год, пишет The New York Times.
Газета отмечает, что оборонная промышленность всегда была для русских предметом гордости и способом компенсировать отставание в гражданском автомобиле- и самолетостроении. Однако в последнее время российские производители военной техники сталкиваются с рядом трудностей.
К числу негативных факторов NYT относит утечку мозгов, вследствие которой подрядчики лишаются молодых кадров и держатся в основном на сотрудниках предпенсионного возраста. Те российские компании, которые остаются на плаву и выходят на фондовую биржу, страдают от уравнительной системы распределения военного бюджета, при которой "деньги тратятся на безнадежных неудачников вроде российских производителей портативных раций".
Также существуют "досадные проблемы с контролем качества", выразившиеся, например, в недавнем отказе Алжира закупать истребители "Миг". Проект переоборудования авианосца для индийских заказчиков не укладывается в план ни по срокам, ни по бюджету. Даже "сама российская армия голосует рублем" и ведет переговоры о покупке французского корабля-амфибии класса "Мистраль". По словам военного эксперта Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, эта сделка может стать "наиболее ярким примером неполадок в российской оборонной промышленности".
Многие эксперты считают, что корни нынешних проблем российской оборонки кроются в последовавшей за распадом СССР "бессистемной приватизации" и прекращении "щедрых" ассигнований на военные нужды. Несколько позднее проявилась и другая - экономическая по своей природе - проблема: так называемая "голландская болезнь", выражающаяся в повышении курса национальной валюты из-за бума в добывающем секторе, в результате чего понижается конкурентоспособность отечественного экспорта.
На сегодняшний день России выбирать не приходится: она обречена стать не только экспортером, но и импортером оружия. "Россия, подобно Германии и любой другой стране, будет конкурировать и сотрудничать на мировом рынке вооружений", - прогнозирует Тренин.