Американский сенатор-республиканец Эд Марки в связи с ситуацией на АЭС "Фукусима-1" в Японии предупредил о возможности появления "нового Чернобыля" и заявил, что "такое может случиться" и в США, пишет The Wall Street Journal. Он призвал к немедленному прекращению процедур лицензирования реактора третьего поколения AP1000 компании Westinghouse.
"Но, прежде чем устраивать панику, было бы полезно рассмотреть, что именно происходит в Японии и чего нам следует опасаться", - пишет Уильям Такер, автор книги, опубликованной в 2010 году, "Энергия Земли: Как ядерная энергия приведет к экологической революции и положит конец американской энергетической одиссее".
"Активная зона ядерного реактора функционирует при температуре 550 градусов по Фаренгейту (примерно 288 градусов по Цельсию. - Прим. ред.), что гораздо ниже температуры в угольной топке и лишь немного выше температуры в кухонной печи", - говорится в статье. Если произойдет нечто экстраординарное, ядерная реакция остановится. Реактор не взорвется как бомба. "Коммерческий реактор имеет столько же общего с бомбой, сколько вазелин с напалмом. Хотя и тот и другой сделаны на основе нефти, только в одном из них есть потенциально взрывоопасный материал", - пишет автор.
На всех реакторах второго поколения - которые ныне действуют - охлаждающая жидкость циркулирует с помощью электрических насосов. Новые реакторы третьего поколения, такие как AP1000, имеют упрощенную "пассивную" систему охлаждения, где вода циркулирует естественным образом и насосы не нужны.
"Если на реакторе второго поколения насосы выходят из строя, как это случилось на "Фукусиме-1" в результате цунами, вода в охлаждающей системе может перегреться и испариться", что чревато расплавлением топливных стержней, говорится в статье.
В качестве крайнего средства всю защитную оболочку (контейнмент) наполняют водой. Это может испортить реактор, но зато предотвратит дальнейший выброс пара. По сообщениям, японцы именно так и поступили, налив морскую воду в два проблемных реактора. Эти реакторы никогда больше не будут запущены, поясняет автор.
"Ничто из этого не может быть приравнено ко "второму Чернобылю", - продолжает Такер. У чернобыльского реактора было два серьезных недостатка. Во-первых, в нем использовался графит (углерод) вместо воды для "усмирения" нейронов. В апреле 1986 года графит воспламенился и горел четыре дня. Вода, используемая в реакторах "Фукусимы-1", не воспламеняется.
Во-вторых, на чернобыльском реакторе не было такой защитной оболочки, как на японских. Когда графит воспламенился, произошел выброс радиоактивного пара, который распространился по всему земному шару. Защитная оболочка заглушила бы пожар и воспрепятствовала выбросу радиации.
Землетрясение в Японии доказало, что защитная оболочка может устоять перед сильнейшими подземными толчками. Проблема была с электрическими насосами, необходимыми для работы системы охлаждения. Вывод, к которому приходит автор материала: "Было бы трагедией, если бы катастрофа в Японии привела к прекращению разработки реакторов третьего поколения, в конструкции которых нет этого недостатка".