По словам эксперта по российской обороне, Россия достигла значительных успехов в сфере вооружений и подготовки военнослужащих, пишет Жан Гинель в газете Le Point. На вопросы журналиста ответила Изабель Факон, специалист по политике в области российской обороны из парижского Фонда стратегических исследований и лектор Политехнической школы.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, что она думает по поводу полетов российской авиации у границ Европы, Факон сказала: "Это не новая тенденция, и она расширяется. В 2007 году русские возобновили полеты своих стратегических бомбардировщиков. Мы привыкли видеть эти самолеты вблизи европейских границ почти повсюду. Но правда и то, что подобная практика активизировалась с 2014 года и с началом украинского кризиса".
Это сигнал о том, что с российской военной державой следует считаться, а также ответ на новую ситуацию в отношениях между Россией и НАТО: диалог и сотрудничество приостановлены, стороны угрожают друг другу, НАТО пересматривает свои позиции в отношении изменившейся России, которая начала прощупывать оборону НАТО, сдерживающие возможности западных стран, быстроту реакции и т.д. Зоной особого внимания стали Балтика и Арктика, отмечает эксперт. НАТО ведет такую же игру, хотя русские выкладывают на стол больше карт. Факон имеет в виду количество учений в западной части страны, численность задействованных на них военнослужащих и боевой техники.
Широкое освещение в СМИ сирийской кампании должно показать, что Россия не будет склоняться перед Западом, - именно такое послание направляется российскому общественному мнению.
По данным издания Le Nouvel Observateur, в районе Гасконского залива была замечена российская подводная лодка. По мнению Изабель Факон, это вполне правдоподобная информация, хотя никаких официальных заявлений по этому поводу ни в Париже, ни в Москве сделано не было. Можно говорить наверняка, что подлодка оставалась в международных водах. Опять-таки, вероятнее всего, речь в очередной раз идет о проверке возможностей противника, комментирует она. Стороны пришли к ситуации взаимного сдерживания. Больше нет военного сотрудничества, есть демонстрация взаимных подозрений.
"Коль скоро идет речь о маневрах стратегических бомбардировщиков или подводных лодок, если они остаются в международном пространстве, термина "демонстративный" может быть достаточно, - говорит эксперт. - Конечно же, это дурные сигналы, они не улучшают атмосферы, существует риск инцидентов и дестабилизации. Есть и вероятность эскалации - достаточно вспомнить о сбитом турецкими силами российском бомбардировщике в ноябре 2015 года. В сентябре прошлого года русские вторглись в Сирию и застали врасплох западные страны, действуя скрытно и эффективно".
"Действительно, если сравнивать нынешние действия с тем, что могли русские в военном отношении еще несколько лет назад, можно сделать вывод: реформа, начатая в 2008 году, приносит свои плоды. Как минимум, российская армия лучше организована и лучше подготовлена. Россия сохранила службу по призыву, но доля профессиональных военных увеличивается. Мы видим результаты: в отличие от того, что было в Чечне или в Грузии, в Сирию больше не направляются плохо подготовленные призывники, как их нет в Крыму или на Донбассе. По сравнению с предшествующими операциями, психологическими травмами Чечни и Афганистана, это большое облегчение для русских", - говорит Факон.
По ее словам, Сирия стала практически витриной новых вооружений российской армии. "Так, по целям в Сирии из акватории Каспийского моря были совершены пуски крылатых ракет "Калибр". Некоторые из них на достигли цели, что свидетельствует о том, что у русских пока еще имеются проблемы с наведением и их командование, контроль, каналы связи, компьютеры, разведка, наблюдение и рекогносцировка не дотягивают до западного уровня, - считает специалист. - Но, тем не менее, они совершали пуски этих ракет с малых кораблей, что означает, что они могли бы это делать из других стратегических районов. Можно также констатировать, что их средства электронной борьбы достаточно эффективны".
Отвечая еще на один вопрос корреспондента, Факон, в частности, сказала, что финансовые вопросы не являют доминирующими в военной сфере: "Наличие политической воли также имеет значение, как и качество реализуемой стратегии. У меня сложилось впечатление, что эти условия были объединены на Украине и в Сирии. Россия демонстрирует, что она не намерена отступать, когда интересы, которые она считает стратегическими, оказываются под угрозой".