Чеченские повстанцы в пропагандистских целях поручают совершение терактов "черным вдовам". Это жены и сестры моджахедов, погибших в боях против русских или убитых в ходе карательных операций федеральных войск. Они избирают смерть камикадзе, чтобы продемонстрировать силу сопротивления. Они надевают пояс смертника, садятся в грузовик, наполненный взрывчаткой, и наносят удар по объекту.
Сепаратисты превозносят подобные действия. Широкое освещение в СМИ получил небезызвестный захват заложников в московском театральном центре. Обреченный на неудачу штурм, оставивший после себя столько тайн. Взрывные устройства доверили, по словам российских представителей, именно "черным вдовам", одетым как ниндзя. Эти заявления мало кого убеждают, но они потрясли воображение. Русские и чеченцы преследовали одну цель - превознести роль женщин, представить сценарий войны "на палестинский манер".
Чеченских боевиков вдохновляет образ Хавы Бараевой, принадлежавшей к клану, многие представители которого принимают участие в сопротивлении. Хава первой вступила на путь мученичества. Пропаганда повстанцев представляет ее героиней, ей посвящаются песни и поэмы.
Лидеры боевиков воспользовались также пропагандистским опытом других исламских группировок, имеющих свои сайты в интернете. Воззвание, вероятно скопированное с текста, составленного на Ближнем Востоке, - стало очень популярным среди симпатизирующих боевикам. В документе говорится о "долге сестер" оказывать помощь моджахедам, возможно, даже на поле боя.
На протяжении длительного времени руководство движения полагало, что "ситуация еще не дошла до того момента, когда требуется непосредственное участие женщин в боевых действиях". Но картина событий изменилась - по причине потерь, понесенных от русских, и идеологического влияния исламских добровольцев. Из Европы, так же, как и из Северной Африки, в Чечню направились десятки активистов, готовых оказать помощь чеченским боевикам..
Во время военных кампаний женщины-боевики занимались оказанием медицинской помощи, "используя скудные материалы, которые имелись в их распоряжении. За это их вознаградит Аллах". В ходе боев чеченки должны были кормить и поить своих братьев, "как это было в Афганистане". Другие переносили через территорию противника оружие и боеприпасы. Они играли важную роль в поддержании боевого духа боевиков в разгар боев.
По мнению лидеров чеченских повстанцев, женщины играют большую роль в воспитании детей. Они должны формировать их характер, делать их сильными, чтобы они могли стать отличными моджахедами. На ночь, говорят повстанцы, целесообразно рассказывать детям истории о мучениках: "В истории Пророка имеются десятки примеров, о которых следует рассказывать". Важна дисциплина: "Учите детей накапливать ненависть к врагам Аллаха и неверующим". Когда это возможно, мать не включает телевизор, потому что он "воспитывает застенчивость, пропагандирует анархию".
У чеченских сестер особая миссия. Отвечать на критику тех, что выступает против джихада. Наилучшие ответы содержатся в текстах шейха Абдаллы Аззама - палестинца, соратника Усамы бен Ладена. Возможно, в этих книгах сепаратисты отыскали идеи, подтолкнувшие движение к применению тактики своих ближневосточных единомышленников. С одним лишь отличием. "Аль-Каида" до последнего времени использовала женщин для выполнения задач в тылу. "Хамас", другая группа исламского толка, отказалась использовать женщин-камикадзе. Лишь нерелигиозные формирования "Бригады мучеников аль-Аксы", близкие в "Фатх", используют эту практику, убеждая многих девушек надевать пояс смертника.
Эта тактика возникла случайно, первая девушка взорвалась по ошибке, но закрепилась после широкого резонанса, последовавшего за этим инцидентом. Подобная динамика наблюдается и у чеченцев. В документе, адресованном женщинам-боевикам, с гордостью говорится: "Смелость женщин - это стыд за многих современных "мужчин".