Арабские экстремистские организации и их эмиссары играют, на взгляд российской службы безопасности ФСБ, ключевую роль в среде агрессивных исламистов в Чечне, ими же было принято решение об осуществлении громких террористических актов. Предводитель чеченских сепаратистов Аслан Масхадов и полевой командир экстремист Шамиль Басаев должны следовать приказам арабов. Они являются лишь номинальными руководителями и служат "символами" так называемого национального сопротивления, сказал в беседе с нашим корреспондентом официальный представитель Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко.
"Масхадова арабы зачастую просто игнорируют и всерьез не воспринимают", - утверждает представитель ФСБ. Еще перед терактом, совершенным в среду шахидами в Илисхан-Юрте, он говорил, что даже после теракта в селе Знаменское на севере Чечни, где в начале недели погибло 59 человек и более 200 получили ранения, ФСБ не рассчитывает на то, что в этой кавказской республике ситуация будет развиваться, как в Израиле, и террористы-самоубийцы будут постоянно устраивать теракты. "Для этого у чеченских террористов недостаточно сил", - утверждал Игнатченко.
Предполагается, что в Чечне действует примерно 800 "фанатичных исламистов". Из них около половины прибыли из-за границы. ФСБ известно, что в Чечне готовят шахидов, в том числе женщин. "Их приводят в такое психологическое состояние, что они рады умереть", - говорил представитель ФСБ. Тем не менее он оспаривает, что в Чечне, как утверждают исламисты, подготовлены сотни потенциальных шахидов. Что касается лиц, совершивших теракт в Знаменском, судя по сообщениям СМИ, речь идет об одном мужчине и двух молодых женщинах из Чечни и пограничных с ней регионов.
Финансирование чеченских боевиков частично осуществляется на средства чеченской диаспоры в России, однако это незначительные суммы, говорит Игнатченко. Решающей является финансовая помощь ближневосточных исламистских организаций. Средства, которые поступают из арабских банков, в Чечню доставляются курьерами, а распоряжаются ими арабские эмиссары. Однако в последнее время удалось значительно сократить приток средств из-за границы для чеченских боевиков. Так, по данным ФСБ, в 2000 году чеченским исламистам ежемесячно поступало до 6 млн долларов, в прошлом году ? 1-2 млн; в этом году ? от 300 до 500 тыс. долларов в месяц. "Это произошло в частности благодаря сотрудничеству с американскими и европейскими спецслужбами".
После теракта, совершенного в среду (второго за последние три дня, погибли десятки человек), заместитель российского Генпрокурора Сергей Фридинский сказал, что примерно неделю назад террористы в Чечне получили один миллион долларов. Теперь эти деньги, очевидно, "отрабатываются". К сожалению, меры предосторожности принять было невозможно, так как российские власти узнали о переводе денег только в результате расследования теракта в Знаменском.
Представитель ФСБ Игнатченко говорит, что в ряды чеченских боевиков по-прежнему осуществляется приток свежих сил за счет молодежи из кавказской республики. Поэтому для завершения силового противостояния решающим фактором является предоставление молодым чеченцам возможности пройти профессиональную подготовку, получить работу и вместе с этим ? перспективу. Многие их них в течение многих лет не посещали школу и росли в обстановке постоянного господства силы. Война для многих ? это единственная возможность заработать деньги. "Им платят за убийство российского солдата примерно 100 долларов, за подрыв бронемашины ? 800 долларов".
Для исламистов не представляет труда купить оружие в бывших социалистических странах и государствах СНГ, рассказывает Игнатченко. Он признает, что военнослужащие Российской армии тоже продают оружие чеченским боевикам. Современные переносные ракетно-зенитные комплексы типа "Игла" и "Стрела", которыми чеченцы сбили несколько российских вертолетов и из которых был обстрелян вертолет в среду, куплены все же не в России, а попали в Чечню из государств СНГ.
Главным подозреваемым в организации теракта в Знаменском газета "Коммерсант" в среду со ссылкой на ФСБ назвала араба Абу аль-Валида. Он, судя по всему, после смерти Хаттаба, араба из Саудовской Аравии, стал новым связующим звеном между чеченскими боевиками и арабскими экстремистскими группировками. Весной прошлого года в результате операции, проведенной ФСБ, Хаттаб погиб, получив письмо, содержавшее яд.
По данным чеченского министерства внутренних дел, при теракте в Знаменском использовалось не обычное взрывчатое вещество, а смесь селитры, цемента и алюминиевой пудры, похожая на то взрывчатое вещество, при помощи которого в 1999 году были взорваны дома в Москве и других городах России. Взрывчатка под видом стройматериалов была, скорее всего, привезена в Чечню из соседней Ингушетии. Преступники пытались объехать блокпосты, тем не менее их неоднократно останавливали. Однако ни документы, ни груз, по-видимому, не вызвали подозрений.