Наведение порядка среди соперничающих боевиков "Хамаса" и "Фатха" было бы нелегкой задачей для куда более сильного лидера, чем министр внутренних дел Палестинской автономии Хани Кавасми. Кавасми, кадровый чиновник, а не суровый командир одной из двух крупных палестинских группировок, был назначен на свой пост как компромиссный кандидат, после того как "Хамас" и "Фатх" в этом году договорились в Мекке о правительстве национального единства. И никто не удивился, когда в понедельник он объявил о своей отставке на фоне возобновления яростных боев между двумя лагерями, с воскресенья унесших восемь жизней. У Кавасми нет своей базы власти, и перспектива того, что он интегрирует боевые отряды соперничающих группировок в силы безопасности Палестинской автономии, всегда была призрачной. И тем не менее его отставка может предвещать крах правительства национального единства и начало полномасштабной гражданской войны между палестинцами.
Отчасти причиной провала Кавасми является отказ сторонников жесткой линии в "Фатхе" уступить власть в Палестинской автономии "Хамасу", несмотря на то, что последний в прошлом году победил на выборах в палестинский парламент. Даже после того, как лидеры договорились о разделе власти в Мекке, многие чиновники "Фатха" делали все возможное для его провала, может быть, при поддержке США, которые отказываются поддерживать отношения с палестинским правительством с участием "Хамаса" и сделали изоляцию исламской правящей партии центром своей ближневосточной политики.
Но у "Хамаса" есть свои сторонники жесткой линии, которые выигрывают от краха правительства национального единства. Одна из главных причин раздела власти с "Фатхом" - обойти возглавляемую США финансовую осаду Палестинской автономии, возглавляемой "Хамасом", - оказалась сомнительной. США и ЕС по-прежнему отказываются напрямую предоставлять помощь любому палестинскому правительству, где представлен "Хамас", пусть это даже правительство национального единства. Более узкое правительство "Хамаса" было бы в лучшем положении для того, чтобы предотвратить и без того слабую инициативу Лиги арабских государств, предлагающую Израилю полномасштабное мирное соглашение в обмен на возвращение к границам 1967 года.
Несмотря на энергичные усилия лидеров обеих партий по восстановлению спокойствия, в понедельник на улицах Газы разгорелись бои. Люди в масках, по сообщениям, заняли позиции в главных зданиях и на перекрестках по всему городу, и чиновники "Фатха" называют падение правительства делом ближайших дней.
Хаос в Газе - это катастрофа для палестинского населения, страдающего от санкций уже больше года, но он не предвещает ничего хорошего и Израилю. Обстрелы Израиля ракетами "кассам" из Газы стали почти ежедневными с марта, когда "Хамас" отменил одностороннее прекращение огня. Если палестинское правительство падет, Израиль может скоро возобновить удары по лидерам боевиков и ракетным установкам, что, в свою очередь, вероятно, приведет к эскалации обстрелов. Представители израильских сил безопасности признали, что у ракетных обстрелов нет военного решения, но они могут дальше втянуться в конфликт в Газе, если боевики начнут применять ракеты "катюша" большего радиуса действия, которые применяла "Хизбалла", ведя обстрелы из Ливана прошлым летом, и которые, как опасается Израиль, могли переправить в Газу.
Район, из которого Израиль ушел в 2005 году, стремительно превращается в приморскую Фаллуджу, приют и тренировочный лагерь для экстремистов всех мастей. Сотрудники гуманитарных организаций, недавно вернувшиеся из Газы, рассказывают о городе, распадающемся на клановые и преступные группировки, совсем как в Ираке. То, что эти группы могут действовать безнаказанно, видно на примере продолжающегося плена журналиста BBC Алана Джонстона, похищенного в марте и удерживаемого, несмотря на то, что его освобождения требуют высшие руководители и "Хамаса", и "Фатха". На прошлой неделе президент Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил, что его силам безопасности известно местонахождение Джонстона и имена его похитителей, но не смог действовать на основании этой информации, якобы из опасений за безопасность Джонстона. Без правительства в Газе ближайшие перспективы возвращения Джонстона будут еще призрачнее.