Британские газеты сообщают о жестоком убийстве на почве гомофобии, совершенном в Волгограде, и пытаются проанализировать общую ситуацию с отношением к геям в России. The Guardian публикует личный отклик на случившееся в Волгограде телеведущего Антона Красовского.
Заголовок в The Independent гласит: "Убийство на почве гомофобии в России: два человека задержаны после того, как мужчину избили и замучили до смерти в Волгограде". "Редкостное для России признание, что преступление совершено на почве ненависти", - комментирует журналист Джон Холл, отмечая: официальный представитель волгоградского отделения СКР Наталья Куницкая подтвердила, что убийство, по версии следствия, совершено на почве гомофобии.
"Убийство произошло на фоне новых опасений, что ультраправые организации, действующие все более заметно, подогревают негативное отношение к геям в России. Страна многократно отрицала нарушения прав гомосексуалистов, хотя, по некоторым сведениям, гомофобия широко распространена и часто считается социально-приемлемой, особенно за пределами Москвы", - говорится в статье.
Издание напоминает о законе, запрещающем "пропаганду гомосексуализма", и о заявлении Путина, что Россия изменит соглашения об усыновлении со странами, где узаконены однополые браки.
"Я объявил о своей ориентации, потому что в России геи страдают, пора проявить храбрость" - так озаглавлена статья Антона Красовского в The Guardian. "Похоже, для того чтобы оскорбить чьи-то патриотические чувства, было достаточно одного лишь присутствия геев в Волгограде", - замечает Красовский в связи с описываемым убийством.
Автор подчеркивает: публикация, где описывались подробности пыток и убийства, по версии следствия, собрала в интернете комментарии типа: "Путин же нас предупредил: если гомики поднимут голову, русский народ возьмется за оружие. Одна голова скатилась. Молодцы, вы настоящие герои". "Подобные комментарии собирают много "лайков" и бессчетные выражения поддержки", - пишет Красовский.
Автор вопрошает: как получилось, что сегодня в России хороший гей - это мертвый гей, а Госдума рассматривает "закон, запрещающий оправдание гомосексуализма"? "Доныне в моей стране запрещалось оправдывать только одно - терроризм. Вот видите. В глазах депутатов я не человек в том смысле, в каком они являются людьми: меня нужно считать отребьем, совсем как террористов", - комментирует Красовский. То, что всего два года назад считалось дурным сном, стало реальностью. "Страшно вообразить, что может случиться завтра", - добавляет он. "Это может случиться. Но не должно".
А как сам Красовский решился объявить в телеэфире, что он гей? "Думаете, мне не было страшно и стыдно? И я не жалел, что погубил свою карьеру? Мне даже теперь страшно", - пишет он. Но тут же подчеркивает: "Теперь мне нечего стыдиться".
Красовский вспоминает обстоятельства своего заявления: он вел ток-шоу, в котором обсуждался "гомофобский закон", по его выражению. "Мы живем в современной европейской стране, но у нас есть закон, разделяющий людей на типы и категории, гласящий, что основа Декларации прав человека преступна", - замечает Красовский. На ток-шоу он обнаружил, что сторонники закона - "люди вроде меня: ухоженные, сытые, пресыщенные и высокомерные", а противники походили на "воробьев на обледеневших проводах в Сибири". Среди последних был "мальчик, очень похожий на убитого в Волгограде". Поборник закона "разбил ему лицо - на моей программе".
После передачи Красовского мучила совесть, все время мерещился этот мальчик. "Наконец я понял, что мне надоело бояться, надоело стыдиться". Он решил поддержать этого мальчика в борьбе "если не со всем миром, то хотя бы с этими раскормленными подонками".
Сталинградская битва предопределила победу в войне - победу, в которую никто не верил. "Но русский народ понял, что пришло время для отваги. Об ином исходе было немыслимо и думать. Теперь пришло время для того, чтобы я проявил отвагу. Наше время пришло", - заключает Красовский.
"Россия - страна, которая ненавидит геев", - утверждает The Independent в заголовке еще одной статьи. "Гомосексуалиста замучили до смерти, знаменитого ведущего уволили после того, как он объявил о своей ориентации в эфире: как Россия дошла до такого?" - вопрошает журналист Шон Уокер.
На судьбе Антона Красовского автор останавливается особо: "Все его друзья и коллеги знали, что он гей, но его заявление в прямом эфире вызвало сенсацию". Красовский сделал карьеру на государственных телеканалах, он был не маргиналом-либералом, а винтиком системы.
Но в контексте российской политической жизни заявление Красовского: "Я гей, и я человек, совсем, как Путин и Медведев" - нечто революционное. Ведущего тут же уволили, все упоминания о нем убрали с сайта телеканала.
Сейчас Госдума готовится принять закон о запрете "пропаганды гомосексуализма". "Это пробуждает опасения, что в обществе, где и так к геям относятся не очень терпимо, участятся насильственные преступления на почве гомофобии", - пишет автор.
В этой обстановке еще острее ощущается дефицит людей нетрадиционной ориентации в публичной сфере. В шоу-бизнесе, спорте и политике в России почти нет людей, которые бы открыто называли себя геями, поясняет автор. В чем причина? Согласно опросам, 80% россиян считают, что гомосексуалисты должны скрывать свою подлинную ориентацию.
Но некоторые активисты полагают: закон о "пропаганде гомосексуализма" возымеет эффект, не предусмотренный его консервативными сторонниками. "С одной стороны, закон напугал многих, усилил склонность скрываться. С другой стороны, он настолько абсурден, что вынудил многих активнее защищать свои права", - говорит один из ведущих борцов за права геев Игорь Кочетков. По его прогнозам, есть шанс, что целая волна российских знаменитостей объявит о своей ориентации.
Ветеран-активист Питер Тэтчелл получил травмы головы и глаза, когда в 2007 году его избили на запрещенном гей-параде в Москве. "Британцам трудно себе представить, как сильна гомофобия в российском обществе в реальности. Даже хуже, чем в Британии 1950-х", - говорит Тэтчелл. По его словам, многие геи смертельно боятся заявить о себе, так как страшатся потерять работу или стать жертвами нападений.
Но и Тэтчелл полагает: если знаменитости объявят о своей ориентации, отношение общества может измениться. Это подтверждается мировым опытом.
Собственно, журнал "Афиша" недавно опубликовал истории 27 людей из разных социальных слоев: "все они гомосексуалисты, многие впервые объявили о своей ориентации". Уокер счел самой поразительной историю чиновника Александра Смирнова. "Для госслужащего публичное заявление о своем гомосексуализме - нечто беспрецедентное. Ходит масса сплетен об интригах геев даже в верхах путинского правительства, но ни один чиновник ни разу не объявлял о своей гомосексуальной ориентации".