"Жар" от украинского кризиса ощущают все пять республик Центральной Азии, но сильнее всего - Киргизия, утверждает в статье для блога The Financial Times Ахмед Рашид, автор нескольких книг об Азии. Киргизский историк Тынчтыкбек Чоротегин полагает: вскоре, после вывода войск из Афганистана, Запад забудет и бросит на произвол судьбы его народ.
Тем временем президент Путин стремится расширить "Евразийский таможенный союз", как выражается автор. Сейчас Россия убеждает присоединиться к союзу Киргизию и Таджикистан.
Киргизия - "единственная парламентская демократия в Центральной Азии", утверждает автор. Перед ее президентом Атамбаевым стоят труднейшие задачи: защитить демократию в своей стране, балансировать между Россией и Западом, замирить соседей, дать отпор давлению исламистов-фундаменталистов и выстроить для экономики будущее, которое не всецело зависело бы от России.
"Беседуя со мной на своей dacha в лесу, он тщательно выбирает слова", - пишет автор. Атамбаев сказал: "Мы вступим в Таможенный союз, если он примет наши условия, на условиях, о которых мы просим". И добавил, что союз "должен быть чисто экономическим, он должен сохранить наш суверенитет, он должен работать на экономические развитие нашей страны, и наши границы должны быть открытыми".
"Об Украине он высказался еще более осторожно, обвинив в кризисе всех: Россию, ЕС, США и саму Украину. Но российская аннексия Крыма, очевидно, возмутила и встревожила киргизских либералов и социал-демократов, управляющих страной", - говорится в статье.
По мнению автора, Киргизия - определенно не "пудель", который будет беспрекословно выполнять волю Москвы. И это несмотря на российские козыри (с закрытием баз США Киргизия и Таджикистан потеряют важный источник доходов, "десятки тысяч граждан обеих республик работают в России").
"Есть также опасность, что Россия будет эксплуатировать взрывоопасное смешение национальностей": 6,6% населения Киргизии - "русского происхождения", пишет автор. По его мнению, это достаточно большая доля, чтобы Путин заявил о своем праве защитить русское меньшинство.
Но главная проблема с вступлением в Таможенный союз для Киргизии - необходимость ввести таможенные пошлины. Сейчас через китайскую границу товары поступают беспошлинно. Торговцы закупают их на киргизских базарах и перепродают в других странах Центральной Азии и в России.
Киргизия пытается подавать пример демократии в авторитарном регионе, но США и Запад бросают ее на произвол судьбы, сетует автор. Он призывает сделать Центральную Азию стержнем обязательств в сфере безопасности.