Во вторник вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что в ответ на американские санкции Россия может приостановить поставку в США ракетных двигателей РД-180, "если они будут использоваться США не в гражданских целях". Та же судьба может постигнуть ракетные двигатели К-33. Зарубежная пресса анализирует проблему и делает прогнозы.
"ВВС ищут альтернативу российским ракетным двигателям" - извещает в заголовке The Wall Street Journal. Мало кто знает, что при запусках сверхсовременных спутников-шпионов США зависимы от российской техники, отмечает журналист Джулиан Э. Барнс. "Эта зависимость оказалась одной из главных проблем в ходе назревающего конфликта между частными компаниями в космической отрасли", - пишет автор.
В 1990-е годы ВВС США потеряли 6 спутников из-за неудачных запусков. Тогда американские военные стали искать надежную и дешевую альтернативу своим ракетным двигателям и остановили свой выбор на технике российского производства.
Теперь же политика космического партнерства США и России сделалась из успеха внешней политики источником трений. Между тем США используют российскую технику не только для запуска спутников, но и для доставки астронавтов на МКС.
"Мне не нравится осуществлять запуски с помощью российских двигателей, - говорит генерал-лейтенант Чарльз Дэвис, курирующий закупки в ВВС США. - Не забывайте, у нас есть только один вариант доставки людей в космос - запуск чисто российской ракеты. Это еще и немножко унизительно".
Дэвис и другие военные говорят, что ищут альтернативы российским двигателям для запуска спутников.
В Пентагоне и ВВС заверили, что запаслись двигателями РД-180 на ближайшие два года. Рассматриваются альтернативы - переход на более дорогостоящие ракеты Delta с водородными двигателями американского производства или создание собственной версии российского двигателя.
Тем временем американская частная компания SpaceX, конструирующая и производящая ракеты и ракетные двигатели, подала на правительство США в суд, требуя аннулировать контракт ВВС с ULA (United Launch Alliance LLC), которая запускает спутники с применением российских двигателей.
Офицеры ВВС говорят, что поддерживают SpaceX и хотят, чтобы в сфере запусков усилилась конкуренция. По словам Дэвиса, ВВС выделили 100 сотрудников и потратили 60 млн долларов на содействие SpaceX в получении лицензии (она пока не выдана, но ожидается в период с декабря по март).
В SpaceX утверждают, что контракт с ULA ослабляет конкуренцию. В ВВС и ULA парируют, что благодаря контракту удалось сэкономить более 4 млрд долларов из средств налогоплательщиков.
Заголовок в Financial Times более оптимистичен - "Российская угроза по поводу космоса может укрепить ракетостроение в США". По данным отрасли, угроза России прекратить экспорт должна впервые с 1980-х годов подстегнуть развитие новых американских ракетных систем, пишут журналисты Роберт Райт и Марк Оделл.
После угрозы, которая прозвучала во вторник, "почти неизбежно", что США начнут развивать свои ракетные технологии, говорит аналитик Лорен Томпсон (Lexington Institute, США).
Однако Сергей Гудкаев, глава компании Sea Launch, занимающейся запусками спутников по контрактам, предостерег, что на разработку нового двигателя понадобятся годы. Sea Launch - зарегистрированная в США компания, контрольный пакет которой принадлежит россиянам.
Британский эксперт Марк Симс (Лестерский университет) заметил, что решение Москвы "в потенциале может весьма серьезно ударить по всем космическим программам".
По словам Гудкаева, "не секрет", что российские силовые установки - "самые лучшие на рынке". По его словам, для замены РД-180 американским двигателем в ракетах Atlas понадобится 5-8 лет.
NASA уже разрабатывает новую ракету-носитель, но она не предназначена для полетов к МКС, пишет газета.
Решение России обеспокоило и Европу. Правда, неназванный сотрудник Европейского космического агентства заверил издание, что Россия не извещала их ни о каких мерах, а сотрудничество закреплено в официальных договоренностях Москвы с государствами-членами ЕКА.