Похоже, у США и Европы есть только один рычаг против империализма Путина - экономические санкции, пишут в статье для The Wall Street Journal экс-директор ЦРУ Р.Джеймс Вулси, сооснователь U.S. Energy Security Council, и Энн Корин, старший консультант этой организации. "Но на замораживание активов и аннулирование виз приятелей Путина Кремль отзывается только скучающей зевотой, а страны-члены НАТО и ЕС почти не поддерживают такие меры публично", - сетуют авторы.
Вулси и Корин предлагают другой подход, который, по их словам, "подорвет попытки России (и ее единомышленниц среди нефтяных автократий) добиться регионального господства, а заодно укрепит западные экономики".
У России есть ахиллесова пята - цены на нефть. "Успешная попытка обвалить цены на нефть, скажем, до 60 долларов за баррель (что намного меньше, чем 117 долларов за баррель, необходимые России для сбалансированного госбюджета), пойдет на пользу Западу, а также Китаю и Индии", - пишут авторы.
Но как снизить цены в ситуации, когда большая часть мировых запасов нефти с невысокой прибыльностью находится в руках ОПЕК? Авторы предлагают оригинальный способ: создать возможности для конкуренции разных видов моторного топлива на рынке. Во всех секторах, где с нефтью соперничают другие источники энергии, нефть потеряла долю рынка ввиду своей дороговизны.
Если прямо на заправке потребители смогут выбирать разные виды топлива, ориентируясь на затраты на милю пробега, появится возможность для так называемого "арбитража моторного топлива". "Если инвесторы будут рассчитывать, что новые автомобили смогут воспользоваться конкуренцией разных видов топлива (а подержанные автомобили удастся дешево и легко переделать), они расширят производство конкретных не-нефтяных видов топлива, которые сочтут прибыльными. Когда предложение достаточно расширится, конкуренция ослабит важность нефти и снизит цены на нефть", - говорится в статье.
По данным Sloan Automotive Lab (Массачусетский Технологический Институт), производитель затрачивает на машину, которая может ездить на разных видах топлива (бензине и различных видах спиртового топлива) "менее 100 долларов - вполовину меньше, чем цена ремня безопасности".
"Ни эти виды топлива, ни автомобили не требуется субсидировать", - утверждают авторы. U.S. Energy Security Council предложил соответствующую реформу системы регулирования в США.
Да, на нефтяных экспортеров, включая Россию, конкуренция между разными видами топлива повлияет не сразу. "Но и санкции не сразу повлияют", - замечают авторы. Зато благодаря топливной конкуренции снизится себестоимость поездок для автомобилистов всего мира.