Два года назад Дмитрий Рогозин опубликовал в Twitter свой снимок, сделанный у входа в аэропорт города Лонгиербюен, находящегося на норвежском архипелаге Свальбард, сообщает в The Globe and Mail заведующий кафедрой изучения Канады в Университете Британской Колумбии Майкл Байерс в статье от 14 мая.
"Это было преднамеренно провокационное действие, потому что Рогозин находится на вершине норвежского списка санкций за то, что поддержал аннексию Крыма в 2014 году, - говорится в статье. - И все-таки, будучи гражданином России, он имел законное право посетить Свальбард, так как суверенитет Норвегии над ее арктическими островами не абсолютен: граждане всех 45 стран, подписавших Свальбардский договор в 1920 году, имеют право свободного доступа на них".
"Норвегия ответила на провокацию, предложив провести встречу Парламентской ассамблеи НАТО на Свальбарде. Встреча состоялась на этой неделе", - сообщает ученый и указывает, что Парламентская ассамблея НАТО, являясь не частью НАТО, а параллельной организацией, занимающейся обсуждением взаимодействия парламентариев из 28 стран НАТО, а значит, невоенной организацией, могла провести встречу на Свальбарде, не нарушив положения договора 1920 года, запрещающего использование островов в военных целях.
"Однако Россия осудила этот выбор места как попытку "затащить" Свальбард "под крыло военного политического блока". Это, по ее словам, нарушило "дух" упомянутого договора, - говорится в статье. - Сейчас это кажется бурей в стакане воды, однако все гораздо серьезнее".
"Приняв у себя Парламентскую ассамблею НАТО, маленькая Норвегия дала отпор Путину в малом, но в важном. Эта страна, которая была оккупирована гитлеровскими войсками во время Второй мировой войны, знает что-то о задирах и оппортунистах, - указывает автор. - Нынешняя угроза не так уж отличается. Пора странам НАТО крепко держаться вместе. Пора нам возобновить нашу приверженность коллективной самозащите, с Соединенными Штатами или без них".