Россия ужесточает цензуру для средств массовой информации и грозит изгнанием корреспондентам ARD
Хотя буквы на шапке письма "Посольство Российской Федерации" и были вычурными, содержание письма, которое пришло по почте давнему корреспонденту в Москве и председателю телеканала ARD Фритцу Плайтгена, было яснее ясного. "От того, насколько Ваши передачи станут ответом на это письмо, будет зависеть, может ли иметь место продолжение сотрудничества российских учреждений с ARD и его корреспондентами на местах в прежнем объеме", - этими словами завершил свое письмо Михаил Грабарь, первый секретарь российского посольства.
На ум, после того как Кремль так прямолинейно стал угрожать изгнанием иностранным средствам массовой информации, приходят воспоминания о советских временах с железным занавесом. Грабарь, который ? иначе в России просто немыслимо ? взялся за перо по указке с самого верха, обеспокоен "репортажами немецких СМИ, в особенности "Первого немецкого телеканала", о захвате террористами заложников в Москве". Информация в подаче ARD "является шокирующей и абсолютно неприемлемой для общественно-правового института, который считает себя демократическим средством массовой информации". Освещение событий в Чечне тоже позволяет "сомневаться в готовности корреспондентов ARD действовать в духе объективности".
Представитель ARD Рюдигер Опперм отреагировал следующим образом: "Последнюю фразу Вашего письма нужно понимать как угрозу, которую мы не можем принять. В обращении между демократическими народами это редкое явление, которое напоминает о проявлениях авторитетного режима". Тут пришлось подключиться и министерству иностранных дел.
В России наступили тяжелые времена. Уже давно не случалось такого, чтобы "куратор" из министерства иностранных дел отводил журналиста в сторонку, советовал тому быть "потактичнее" и просил показывать ему материалы перед их публикацией. Между тем ограничения уже обличены в форму закона.
В середине октября правительство приняло постановление, согласно которому большие территории России представляют собой для иностранцев запретные зоны. Тот, кто хочет, к примеру, в качестве журналиста поехать в пограничные регионы или в места, известные сильным загрязнением окружающей среды, должен получать особое разрешение. В среду через Совет Федерации прошла ужесточенная редакция закона о СМИ. Теперь критика спецслужб, осуществляющих антитеррористическую операцию, наказуема. Поскольку чеченская война считается именно такой операцией, в будущем репортажи с места военных действий исключаются.
Президент Владимир Путин на саммите Россия-ЕС в Брюсселе продемонстрировал, как надо действовать против журналистов. Глава государства предложил французскому журналисту, который задал вопрос о войне на Кавказе, стать мусульманином и подвергнуться в Москве обрезанию, "чтобы больше ничего не выросло".
Известное еще с советских времен "телефонное право" ? власть имущий тянется к трубке и дает указания ? все еще действует. Так Сергей Ястржембский, ответственный за кремлевскую пропаганду, откровенно позволяет себе согласовывать с главными редакторами телеканалов форму подачи материалов. Генерал-майор Александр Зданович, бывший руководитель Центра общественных связей ФСБ, наблюдает за государственным медиа-холдингом в качестве лица, "ответственного за безопасность".
Даже если пока еще существуют многочисленные газеты и один-другой телеканал или радиостанция, которые не дают заткнуть себе рот, пространство для критики все равно сужается. Телеведущий Савик Шустер, который ведет ток-шоу "Свободу слова", чуть было не оказался перед угрозой увольнения. Он позволил себе во время захвата заложников дать слово их родственникам.
В издательстве "Совершенно секретно" уже давно "гостят" сотрудники службы госбезопасности, которые за это время успели конфисковать компьютеры еженедельной газеты "Версия". Редакторов вызывают на допросы. "Здесь создается новая система цензуры", - говорит Игорь Яковенко, председатель профсоюза журналистов, который в своем заявлении выразил протест против нападок на ARD. То, что теперь даже немецкий телеканал попал под прицел "защитников государства", имеет для Яковенко "внутреннюю логику": "ARD ? это общественно-правовое телевидение. И все попытки создать подобное в России терпели неудачу из-за сопротивления бюрократов".
И опять это было частное телевидение, которое осветило недавнюю попытку введения в Москве цензуры. Вчера коллеги с телеканала ТВС подробно рассказали о давлении Кремля на их коллег с ARD.