9,2%, 5,2%, 9,4% и 12,1% - это впечатляющие темпы роста экономики, которые Украина показала в период с 2000 по 2004 год. Однако несмотря на такие хорошие результаты, с экономико-политической точки зрения не все так радужно. В этом году динамика значительно снизилась. За первые девять месяцев темпы роста ВВП снизились и составили всего 2,8%. Однако такой маленький прирост Украина не может себе позволить. В конечном итоге целью является сокращение разрыва с Западом в уровне благосостояния.
Сколько всего еще нужно сделать в этом отношении, можно судить по ВВП на душу населения. Этот показатель, составивший 6,317 доллара, на Украине в два раза меньше, чем в Польше. А на каждого немца приходится даже в четыре раза больше, чем на каждого украинца.
Отказ от реприватизации должен возобновить приток инвестиций
За сокращение темпов роста экономики в этом году эксперты возлагают ответственность не только на снизившиеся в последнее время цены на сталь (Украина - это третий в мире производитель стали, и от сталелитейной промышленности 65-миллионное народное хозяйство получает около трети своих экспортных доходов), но и на непредсказуемую экономическую политику премьер-министра Юлии Тимошенко, теперь уже смещенной. Ее намерение объявить недействительными как можно больше приватизационных сделок, которые были совершены в период правления Леонида Кучмы, вызвало из-за связанных с этим рисками и неуверенностью закономерную приостановку потока инвестиций (в какой-то момент речь шла о том, чтобы проверить до 3000 украинских государственных предприятий на предмет преступлений, связанных с мошенничеством).
Чтобы ликвидировать образовавшуюся в связи с этим заминку, новый премьер-министр Юрий Ехануров, как только приступил к работе, поставил перед собой задачу вернуть доверие инвесторов. Масштабную реприватизацию он уже отменил, вместо этого он наметил реформы для укрепления экономики и увеличения ее транспарентности, которые основываются на принципах рыночной экономики и праве частной собственности.
Многочисленные проекты реформ
Экономические реформы Еханурова находят поддержку у президента Виктора Ющенко. В его программе, включающей в себя приватизацию земли, создание зон свободной торговли, добычу полезных ископаемых, а также намеченное, впервые за 15 лет, снижение налога на предпринимательство, тоже числится много реформ. Кроме того, иностранным инвесторам он предлагает упрощенную систему управленческой и предпринимательской деятельности. Так, до 1 января должны быть пересмотрены 4500 регуляционных норм, которые давали возможность вмешиваться в дела коммерческого предприятия либо на этапе регистрации, либо в ходе его текущей деятельности.
Так как процесс улучшения пока еще только идет и его результаты скажутся не сразу, правительство недавно вынуждено было снова - в четвертый раз за четыре месяца - подкорректировать свои прогнозы и снизить ожидаемый уровень прироста ВВП на этот год. Сейчас прогнозируется прирост в 3,5%, хотя изначально рассчитывали на прирост в 8,2%.
Так как в политике чувствуется стремление дать новый толчок развитию экономики, то большинство экономистов полагают, что в следующем году темпы экономического роста снова повысятся и составят 5-7%. Предпосылки для усиления внутреннего спроса есть, инвестиции, возможно, тоже пойдут снова, если о реприватизации речи действительно больше не будет.
Проблемы: инфляция и потребность в энергии
В целом макроэкономические условия для быстрого роста на Украине есть. Внешняя задолженность государства сравнительно небольшая, отмечается положительный текущий баланс, уровень безработицы, составляющий 3%, не так уж высок, а валютные запасы с учетом продажи меткомбината "Криворожсталь" и банка "Аваль" компаниям из Индии и Австрии должны к концу года составить около 20 млрд долларов.
Проблему в настоящий момент, помимо снижения темпов экономического роста, представляет собой, собственно, только инфляция. По данным национального банка, в этом году она может составить 11%. Сокращение темпов роста инфляции, как считает МВФ, представляет собой одну из самых сложных макроэкономических задач. Ахиллесовой пятой также является потребность в энергии, спрос на энергоносители частично приходится покрывать за счет импорта. Большую часть при этом Украина покупает у России, и притом по низким ценам, которые на 35-40% ниже уровня западноевропейских цен. Это, с одной стороны, делает страну зависимой, с другой стороны, уязвимой в случае внезапных изменений этой благоприятной ценовой политики.
Много всего еще предстоит сделать в области налогов и судебной системы. В результате закрытия лазеек для ухода от налогов в этом году удалось собрать на 70% больше налогов. Однако налоговое законодательство такое сложное и запутанное, что в нем мало кто действительно может разобраться. Согласно опросу, 66% предпринимателей считают налоговую систему главным препятствием для бизнеса. Такими же негативными оказываются и суждения о системе правосудия, что не в последнюю очередь связано со все еще широко распространенной коррупцией.
Планы вступления в НАТО, ВТО и ЕС
Несмотря на все существующие проблемы, большинство участников рынка исходят из того, что слабый экономический рост в последнее время - это временная короткая передышка. Если это предположение верно, то у прекратившегося повышения курсов ценных бумаг на бирже есть предпосылки для нового подъема в дальнейшем. Однако если прогнозы окажутся ошибочными, в среднесрочном периоде тенденция развития может измениться в сторону замедления.
Чтобы предотвратить развитие событий по последнему сценарию, у политиков есть еще несколько идей в запасе. Они думают не только о вступлении в НАТО, к которому они давно стремятся, но и о вступлении в ВТО. По оценкам министра экономики Арсения Ясенюка, одно только вступление во Всемирную торговую организацию могло бы поднять темпы роста экономики на 1,9%. Помимо этого, этот шаг вызвал бы увеличение притока прямых иностранных инвестиций, по меньшей мере, на 30%.
Однако пока не ясно, когда, наконец, произойдет это вступление, которого Украина добивается с 1997 года. Пока Украина все еще верит, что она вступит в ВТО в этом году, генеральный директор ВТО Паскаль Лами исключил это по причине того, что законодательная система Украины еще не соответствует всем нормам.
Но если в этом направлении постепенно прорисовывается удачное окончание предпринимаемых усилий, то до вступления в ЕС, к которому также стремится Украина, предстоит проделать еще длинный путь, если вообще об этом когда-нибудь серьезно встанет вопрос. Однако что касается одной цели, связанной с этим, - добиться от ЕС признания статуса страны с рыночной экономикой, то, возможно, это будет достигнуто еще в этом году.