Прокуратура Киргизии и ФБР расследуют деятельность двух компаний в Киргизии. Не прикарманил ли Аскар Акаев вместе с родственниками сотни миллионов долларов, в том числе и от топливных контрактов Пентагона, пока он был президентом?
Вскоре после американского вторжения в Афганистан в конце 2001 года Пентагон открыл авиабазу в соседней Киргизии и заключил сделку на получение топлива для самолетов от двух имеющихся в стране поставщиков. Оказалось, что к этим компаниям прямое отношение имеют родственники президента страны.
В настоящее время прокуратура Киргизии и ФБР расследуют деятельность этих двух компаний, выясняя, не прикарманил ли Аскар Акаев и его родственники сотни миллионов долларов, в том числе и от топливных контрактов Пентагона, пока он был президентом.
Связь семьи с базой, местом дозаправки самолетов американских ВВС, летающих над Афганистаном, это типичная история о кумовстве в бедной стране, где приход американцев был воспринят как богатство, неожиданно свалившееся в руки тех, кто имеет нужные связи.
Но она также является показательным примером, какими рисками чреваты альянсы с государствами, для которых характерны нестабильность и коррупция. Неожиданная отставка Акаева в марте поставила Пентагон в сложное положение. Ему по-прежнему нужна база, но топливные контракты на сумму 207 млн долларов вызывают недовольство новых лидеров страны, некоторые из которых считают, что американцы знали, куда идут деньги.
"В настоящий момент мы являемся единственной страной региона, готовой предоставить США авиабазу, - заявила Замира Сыдыкова, посол Киргизии в Вашингтоне. - На протяжении четырех лет США мало платили за аренду. При этом американцы по завышенным ценам платили за топливо компаниям, разворованным семьей бывшего президента".
Адвокат Максим Максимович, представляющий интересы семьи, заявил, что бывший президент непричастен к нечестным сделкам, связанным с базой, и назвал расследование политически мотивированным.
Представители Пентагона утверждают, что контракты с компаниями Manas International Services Ltd. и Aalam Services Ltd. были заключены не из-за их связей, а из-за того, что только у них были в наличии мощности для транспортировки и хранения топлива на базе в Бишкеке. Хотя от этого могла выиграть семья Акаева, правила Пентагона не запрещают заключать контракты с компаниями, связанными с зарубежными лидерами.
"Сам по себе тот факт, что родственники зарубежного лидера являются собственниками компании, ставшей подрядчиком или субподрядчиком правительства США, нельзя считать чем-то неправомерным", - заявила Лана Хэмптон, пресс-секретарь Центра энергетической поддержки, подразделения Пентагона, курирующего контракты. Она не сказала, было ли Пентагону известно, что семья Акаева имеет прямое отношение к двум топливным компаниям.
Американский юрист и эксперт по Центральной Азии Скотт Хортон заявил, что поведение Пентагона в сложившейся ситуации нанесло ущерб его позиции в Киргизии. "Пентагон заключал контракты, зная, что они обогатят правящую семью, - сказал Хортон, который утверждает, что при создании базы были проведены неформальные консультации с киргизским правительством. - Это было очевидной попыткой заручиться поддержкой прежнего режима. Но эффект оказался прямо противоположным тому, которого добивался Пентагон".
Нынешний президент Курманбек Бакиев настаивает на том, чтобы США доплатили за аренду 80 млн долларов и помогли вернуть деньги, полученные за контракты, которые должны были пойти в государственную казну, а не в карманы родственников и сторонников Акаева. Арендная плата с 2002 года составляла всего 2 млн долларов в год.
Но в Пентагоне эти требования считают попыткой заставить их заплатить за пользование базой дважды. "Незаконное присвоение средств - это внутреннее дело Киргизии", - говорится в заявлении пресс-секретаря Пентагона Брайана Уитмена.
В докладе ФБР для служебного пользования, переданном в сентябре киргизской прокуратуре, говорится, что две компании, возможно, причастны к отмыванию денег на счетах в Citibank в Нью-Йорке и голландском банке ABM Amro. Компании также осуществляли сделки с "множеством подозрительных американских фирм", связанных с Акаевым, его семьей и незаконными торговцами оружием, говорится в докладе.
Копию документа передал The New York Times источник, желающий предать дело гласности, но не уполномоченный рассказывать о деталях.
Федеральное бюро расследований США, об участии которого в расследовании ранее не сообщалось, заинтересовалось активами семьи Акаева нынешним летом, когда новое руководство Киргизии попросило ФБР о помощи.
В ходе одной из многих сделок с американскими банками дочь бывшего президента Саадат Акаева "в 2003 году ежедневно делала вклады, общая сумма которых достигла 79,5 тыс. долларов", говорится в докладе ФБР, где она названа фигурантом расследования.
Из документов киргизской прокуратуры явствует, что компания Aalam была создана путем незаконной приватизации заправочных объектов в принадлежащем государству аэропорту Бишкека в конце 1990-х годов. Manas была создана позже как конкурирующая компания. После прихода американцев компании получили десятки миллионов долларов как субподрядчики. Выручка незаконно переводилась на счета в зарубежных банках.
Пентагон начал вести дела с Manas и Aalam в конце 2001 года. В Афганистане шли боевые действия, и военным ежедневно требовалось 250 галлонов топлива для самолетов.
Специалисты министерства обороны, приехавшие в Бишкек, выяснили, что у Manas и Aalam имеются самолеты-заправщики. Но инфраструктура компаний находилась в плачевном состоянии, и эксперты пришли к выводу, что они не могут обеспечить нужды армии, говорится в документах Пентагона.
И все же именно эти компании стали поставщиками. Компания Avcard из штата Мериленд, не имеющая собственной инфраструктуры в Бишкеке, предложила использовать Manas и Aalam в качестве субподрядчиков, сообщил вице-президент компании Уоррен Бойн.
Пентагон заключил контракт с компанией из Мериленда в начале декабря 2001 года. Кэтрин Фантазиа из Центра энергетической поддержки заявила, что компанию Avcard привлекли, потому что она пообещала обеспечить нужды армии, используя Manas и Aalam или других поставщиков.
На практике все закупки осуществляли киргизские компании, заявил Бойн, отметив, что у Avcard не было штатных сотрудников в Бишкеке. Время от времени возникали проблемы с качеством топлива и его запасами, но в целом компании справлялись со своими задачами, добавил он.
Вскоре после начала поставок президент Avcard Линда Кропп заявила, что, как ей стало известно, сын президента Айдар Акаев является совладельцем Manas. Генеральный менеджер Manas с гордостью сообщил ей об этом. Она поинтересовалась Aalam, и менеджер ответил, что совладельцем этой компании является зять президента Адил Тойганбаев.
Кропп позвонила Фантазиа и Деборе Ванклииф, курирующим контракт, чтобы проинформировать их о том, что родственники президента получают доходы от сделки. "Они ответили, что знают об этом из других источников, но ничего не могут с этим сделать", - заявила Кропп.
Адвокат Максимович отрицает, что Айдар Акаев был совладельцем Manas, однако он добавил: "Хозяева компании были его друзьями".
Пентагон в 2002 году заплатил Avcard за топливо 31,7 млн долларов. Компания отказалась сообщить, какие суммы получили Manas и Aalam.
В начале 2003 года, когда Пентагон объявил новый тендер на контракт, его выиграла лондонская компания Red Star Enterprises Ltd. Чак Сквайрз, бывший подполковник американской армии, приглашенный курировать контракт, сообщил, что его познакомили с Айдаром Акаевым и Адилом Тойганбаевым, когда он принимал дела на базе в Бишкеке в 2003 году.
В течение следующих трех лет Red Star получила от Пентагона за топливо 175 млн долларов. Компания выплатила Manas более 87 млн долларов, а Aalam - более 32 млн долларов за поставки начиная с 2003 года.
Но связь Акаевых с Manas и Aalam резко оборвалась в марте, когда Акаев и его семья бежали из страны после того, как толпы, протестующие против коррупции и фальсификации выборов, взяли штурмом президентский дворец. Руководители обеих компаний сообщили, что структуру собственников вскоре изменили, исключив членов президентской семьи.
Топливные сделки стали обязательством нового руководства Киргизии в момент, когда американские военные больше всего нуждаются в базе. Узбекистан, где США тоже открыли базу, потребовал вывести ее в июле, после того, как Госдепартамент присоединился к требованиям международного расследования разгрома антиправительственных демонстраций.
Потеря узбекской базы требует перевода операций ВВС в Киргизию.
ФБР согласилось помочь в поисках доходов от топливных сделок за границей, но Пентагон отверг требования Киргизии, касающиеся платы за предыдущие годы пользования базой.
Власти Киргизии указывают, что Россия и другие страны региона оказывают на них давление, требуя выгнать американских военных, и говорят, что могут попросить американцев уйти.