The New York Times сообщает, что вчера президент Ирана объявил: ядерная программа его страны приблизилась к важной точке. "Надеюсь, мы в этом году отпразднуем вступление Ирана в число ядерных держав", - заявил Ахмадинежад на пресс-конференции в Тегеране, явно намекая на программу, включающую полный цикл: от добычи урановой руды до ее обогащения с целью создания топлива для реактора. По иранскому календарю год заканчивается в марте.
В последнем докладе о состоянии иранской ядерной программы Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщило, что Иран продолжает прилагать усилия по обогащению урана, в то же время отказываясь ответить на основные вопросы о своей атомной программе.
Например, в докладе сообщается, что Иран отказался предоставить доступ к записям, необходимым для признания соответствующими действительности озвученных в июне сообщений, что уран был обогащен им до уровня в 5% - этого достаточно для использования в реакторах.
В докладе также сообщается, что инспектора не сумели определить происхождение обнаруженных ранее следов высокообогащенного урана, который может быть использован для ядерной бомбы.
Аналитики разведки считают, что Иран может находиться на одной из тех стадий, когда до создания ядерной бомбы остается от трех до девяти лет.
В этой связи Maariv пытается разобраться, как далеко может пойти Буш в противодействии иранским планам. В сегодняшнем номере газеты опубликовано прощальное интервью Дани Аялона, посла Израиля в США, - последнее, данное им на этом посту. "Президент США Джордж Буш не побоится применить силу против Ирана, чтобы остановить его ядерную программу", - считает Дани Аялон
"Во-первых, президент попытается полностью использовать для решения проблемы дипломатические ресурсы. Я считаю, что вероятность разрешения конфликта с помощью дипломатии составляет в данном случае 50%. Если это не удастся, то следующим шагом, скорее всего, будет наложение на Иран санкций, аналогичных тем, что наложены на Кубу".
А если и это не поможет? "Если не поможет и это, президент не побоится использовать силу. Каждый, кто хорошо знаком с Бушем, знает, что он исключительно целеустремленный человек".
Немецкая Sueddeutsche Zeitung в статье "Власть "государств-мошенников" анализирует, почему Сирия и Иран выигрывают от ситуации в Ираке - и почему Лондон и Вашингтон зависят от этих "государств-мошенников" при разрешении иракского конфликта
Если раньше Иран и Сирия с точки зрения американцев были неотъемлемой частью "оси террора", то теперь неугодные режимы в Тегеране и Дамаске должны помочь США осушить иракское кровавое болото.
Вот уже несколько лет Иран и Сирия находятся в противоборстве с США, оба режима выступали против ввода американских войск в Ирак. Но при этом как сирийское, так и иранское правительство в политическом плане выигрывают от хаоса, воцарившегося на их границах, пишет издание.
Благодаря американской военной операции в Ираке Иран укрепил свою власть в регионе. Шиитское государство руководит частью шиитских организаций фундаменталистского толка в Ираке.
Сирия, другой кандидат для вынужденной смены режима, стала из-за наличия границы с Ираком территорией для отступления боевиков, и война в Ираке предоставила режиму Асада рычаг для оказания давления на США.
Иранское правительство предложило США начать переговоры по иракской проблеме. Однако за ту помощь, которую США и Великобритания надеются получить от Сирии и Ирана, им придется заплатить: Тегеран продолжает настаивать на претворении в жизнь своей - официально мирной - ядерной программы; кроме того, Иран хочет добиться признания его гегемонии в регионе Персидского залива в качестве главенствующей исламской нации.
Светская Сирия, со своей стороны, желает получить гарантии безопасности для режима Асада. На повестке дня стоит и возвращение Израилем Голанских высот, и достоверные результаты ооновского расследования убийства Харири.
Автор материала делает следующие выводы: поскольку Иран находится в экзистенциальном конфликте с США и Израилем из-за своей ядерной программы, конструктивных подвижек в этом направлении ждать не приходится.
Вполне вероятно, что Сирия выйдет из союза с муллами - если Запад пойдет на уступки для режима Асада. Однако в свете того, что Сирия имеет гораздо меньшее влияние на Ирак, чем Иран, это вряд ли стоит рассматривать как шаг на пути разрешения иракской проблемы.
Тему Ирана и Сирии продолжает The Times.
Ахмадинежад высказал прогноз, что вскоре Иран сможет осуществлять ядерный топливный цикл. Этот шаг поставит крест на всякой возможности существенного улучшения в отношениях с США и Великобританией - странами, которые призывают к применению санкций против Ирана, если он не откажется от своих ядерных амбиций, считает британская газета.
Эксперты по ближневосточному региону предполагают, что в случае Сирии возможностей для прогресса больше. Вчера правительственная газета Tishrin писала: "Сирия готова к диалогу с Соединенными Штатами, чтобы достичь безопасности и стабильности, и она искренне протягивает руку дружбы и всегда ожидает ответной реакции. Ответ за ними".
Однако сирийские аналитики думают, что это Вашингтон и Лондон должны "вернуться", а не режим, который когда-то был назван центром "оси зла".
Элиас Мурад, редактор газеты "Аль-Баас", рупора правящей партии "Баас", сказал в интервью The Times: "Сирия может принести стабильность на Ближнем Востоке, и Буш и Блэр это знают. У нас хорошие отношения с движениями сопротивления в Ираке, Ливане и Палестине, и поэтому мы можем принести стабильность".
Однако представители некоторых политических классов Сирии задаются вопросом, почему Сирия должна помогать Западу, указывает он.