Российские юристы возвестили рассвет эры выплаты компенсаций в западном стиле после того, как женщина, на протяжении пяти лет ежедневно поглощавшая в огромных количествах Coca-Cola, успешно засудила компанию, обвинив напиток в своей бессоннице и изжоге.
Наталья Кашуба, 27-летняя владелица магазина элитной одежды, подала иск против гиганта безалкогольных напитков, ссылаясь на то, что заболела в результате ежедневного употребления трех литров Coca-Cola.
"В октябре 2005 года по итогам обследования у гастроэнтеролога у нее диагностировали хроническое состояние, главным симптомом которого является изжога", - сообщил ее адвокат Алексей Монахов.
Кашуба заявляет, что она пристрастилась к напитку в результате промо-акции, которая позволяла потребителям обменивать крышечки от Coca-Cola на призы.
В качестве важнейших улик по делу в суде проходили десятки надувных матрасов и радиоприемников, которые выиграла Кашуба.
Приняв знаменательное постановление, два российских суда согласились в том, что компания Coca-Cola не предупреждала о том, что чрезмерное употребление напитка чревато вредом для здоровья, и присудили выплатить Кашубе 62 фунта.
Хотя сама по себе сумма смехотворна, победа Кашубы беспрецедентна и теперь может, предсказывают юристы, спровоцировать лавину аналогичных исков.
Кашуба же намерена добиваться от компании Coca-Cola 3 млн рублей в компенсацию "морального ущерба".
Аналогичные судебные процессы в последние годы были менее успешными. Москвичка Ольга Кузнецова не смогла выиграть дело против McDonalds - она обожглась кофе, расплескавшимся из-за вращающейся двери.
Тем не менее иск Кузнецовой, на который истицу вдохновили аналогичные процессы в США, ознаменовал новую тенденцию в сфере прав потребителей: в России начали появляться юридические фирмы, специализирующиеся на помощи возмущенным потребителям.
"Российские потребители все больше осознают свои права и сейчас готовы идти в суд, чтобы защищать их", - отметил Монахов. Его организация, Федерация правовой помощи потребителям, является первой в России, которая работает по принципу "нет победы - нет и платы".
Он предсказывает, что победа над Coca-Cola приведет к "неизбежному увеличению" аналогичных исков против иностранных компаний - к российским фирмам юристы проявляют меньший интерес. В то же время он полагает, что нынешнее постановление суда важно не только для России, но и в общемировом плане.
Международные фастфуд-компании имеют основание встревожиться из-за постановления суда, которое может быть использовано в поддержку растущего на Западе числа требований выплаты компенсации за ожирение.