"Теперь предстоит изучить вопрос о прерогативах первого среди патриархов". Митрополит Афанасиос Хатцопулос, один из основных участников обсуждения документа об объединении католиков и православных, с которым читателей ознакомила Repubblica, делает акцент на самом остром вопросе в отношениях между двумя Церквами: будущая роль Папы в воссоединенном христианстве.
Иерарх, представитель Элладской православной церкви в Европейском союзе, считает важным, что текст, согласованный в октябре, начинает циркулировать: "Пусть он созреет в сознании Церквей".
- Владыка Хатцопулос, каково значение этой "дорожной карты", указывающей путь к преодолению раскола между католиками и православными?
- В Равенне наши делегации работали как теологи. Это не юридический документ, это текст, который будет опубликован, чтобы его могли изучить наши Церкви и представить все необходимые замечания с целью углубления диалога.
- Когда теологический диалог между католиками и христианами был прерван?
- Ровно 10 лет назад. Мы возобновили встречи в 2006 году в Белграде, и в Равенне мы составили документ, во вводной части которого говорится, что перед лицом процессов секуляризации и глобализации и в отношении христиан с другими религиями необходимо, чтобы последователи Христа "как можно быстрее вновь" заявили о вере, любви и надежде.
- Было официально признано, что епископ Рима - первый из патриархов.
- Между пятью престолами древних Церквей - Рим, Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия - патриарх Рима был и остается первым. И это так, даже принимая во внимание появление с течением времени православных патриархатов в России, Болгарии и Сербии. Если удастся определить, как Рим может играть роль первого среди всех престолов, то это станет историческим шагом. Но, безусловно, нельзя превращать Рим в абсолютный центр администрации, который бы руководил всеми.
- Какой пункт вы считаете самым важным для Православных церквей?
- Факт установления того, что соборность является принципом, разделяемым обеими Церквами. В православной традиции это высший принцип.
- Как объяснить это понятие?
- Это фундаментальная ценность пребывания вместе с Церковью, это совместное обсуждение, совместное принятие решений. В то же время есть согласие по вопросу о том, что Собор или Синод - это не просто единство многих, но что у него имеется первый, глава, тот, кто руководит: и это епископ, не простой верующий.
- Вызывающий полемику уход с заседания в Равенне представителя Патриарха Алексия II будет иметь негативные последствия для экуменического диалога?
-Не думаю. Конечно же, отсутствие Церкви нельзя назвать положительным моментом. Мы хотим единства, мы хотим, чтобы высказались все. Но самым важным является продолжение диалога между православными и католиками, диалог любви и единства.
- Мы можем определить, как долго продлится этот новый период?
- Сейчас речь идет об изучении прерогатив первого среди патриархов. В 2008 году мы изучим документы, касающиеся главенства на протяжении первого тысячелетия христианской эры. Затем, в 2009 году вновь соберется смешанная комиссия.
- И потом?
- Потом начнется новое двухлетие углубленных исследований, во время которого мы рассмотрим вопрос о главенстве во втором тысячелетии христианства. Иными словами, мы разработали четкие этапы нашей деятельности.
Кардинал Каспер в Ватикане проявляет осторожность. Документ, комментирует он, "является первым важным шагом, но предстоит пройти долгий путь к полному единению". На заседании кардиналов 23 ноября, отмечает он, помимо отношений с православными, будут осуждаться и отношения с протестантами.