Второй город страны, и без того страдающий от комплекса неполноценности, получил кличку, которая стала для него самым неприятным оскорблением.
Этот величественно разлагающийся бастион имперской России, город извилистых каналов, вдохновлявших Пушкина, Достоевского и Ахматову, мог утешать себя почетным званием "культурной столицы" России. Однако последние несколько лет по городу прокатилась война бандитских убийств - в частности, был убит один известный политик-реформатор - и Санкт-Петербург теперь называют "криминальной столицей" России.
Весной следующего года Санкт-Петербург отмечает трехсотлетие. Президент Владимир Путин решительно настроен восстановить репутацию родного города. Началась кампания по восстановлению образа Санкт-Петербурга. Город реконструируется не только физически - Путин передал несколько миллионов долларов бюджетных средств на проекты восстановления зданий, - российские власти всерьез намерены исправить и его запятнанную репутацию.
Пару недель назад сюда приезжал министр внутренних дел Борис Грызлов. Он сказал, что на самом деле Санкт-Петербург нельзя считать "криминальной столицей России" и предложил другого претендента на этот "титул" - Владивосток. "Там уровень преступности намного выше", - заметил он.
Это было в субботу. Во вторник произошло нападение на директора телесериала "Бандитский Петербург", выходившего из своего "Мерседеса" последней модели. Воры отобрали у него 50 рублей и сотовый телефон. Пострадавший попал в больницу с тяжелой травмой головы.
Причины нападения на Владимира Бойко неизвестны. Говорят, что наркоманы увидели дорогую машину и не знали, кого грабят. Местные чиновники утверждают также, что количество заказных убийств в городе сократилось, что местные мафиози становятся респектабельными бизнесменами, что машины чаще крадут в Екатеринбурге, чем в Санкт-Петербурге. Может быть, и это правда.
"Времена изменились, - говорит Андрей Байконин, популярный писатель, по роману которого снят телесериал. - Когда-то здесь совершалось по 15 заказных убийств в день. Гангстеры убивали друг друга. Сейчас это происходит раз в неделю".
Байконин, как и многие другие патриотичные петербуржцы, обвиняет Москву в том, что это она распространяет дурные слухи о городе. По его словам, политики сделали сенсацию из нескольких убийств. Он сказал, что больше всего репутация Санкт-Петербурга пострадала в 1998 г., когда была убита реформатор Галина Старовойтова, депутат Госдумы. Ее убили у дверей собственной квартиры. Убийцы до сих пор не найдены.
Байконин, прославившийся и сколотивший себе состояние на хрониках жизни российской мафии, утверждает, что "Бандитский Петербург" и другие романы о жизни в городе рассказывают не о преступности, а о человеческой драме в постсоветской России. "Это все равно, что назвать "Гамлета" произведением о гражданской войне в Дании", - сказал он. Стены кабинета Байконина украшены оружием времен Второй мировой войны и ножами, которыми были совершены знаменитые преступления в Санкт-Петербурге.
Другие жители города убеждены, что дурная слава - это результат гангстерских телесериалов, в число которых помимо "Бандитского Петербурга" входят также "Менты", "Агент национальной безопасности", "Улица Разбитых фонарей".
"Сейчас по телевизору можно посмотреть два типа фильмов - либо жестокие американские, либо что-нибудь о преступности в Петербурге. Больше ничего нет", - сказал Михаил Амосов, депутат городской думы. В прошлом году он резко критиковал детскую энциклопедию, в новой редакции которой детям объясняли, почему именно Петербург, а не Москва, стал столицей преступности.
"Московская пропагандистская машина не способна придумать ничего более оригинального, кроме как назвать нас столицей преступности, - считает Амосов. - Если посмотреть повнимательнее, то уровень преступности у нас не выше, чем в Москве". Он повторяет слова многих петербуржцев, забывающих, что в Москве живет около 9 млн. человек, а в Петербурге - 4 млн.
По словам Амосова, "теневые группировки имеют здесь значительно меньшее влияние, чем несколько лет назад". Многие известные петербуржцы, состоявшие в них на ранних этапах дикого капитализма, нашли себе респектабельные места работы.
Но все-таки жителям города приходится признать, что уличная преступность остается тяжелой проблемой. Количество преступлений, кроме заказных убийств, возросло.
"Банды успокоились, - говорит Байконин, - им больше не нужны большие группы преступников. Те, что не смогли найти себе применение, начали грабить прохожих. Организованные преступники такими вещами не занимаются".
Милиционеры сами часто совершают преступления. Недавно выяснилось, что милиционеры, работающие на Невском проспекте, постоянно останавливали по ночам иностранных туристов, требовали документы и вымогали деньги.
Финский консул Веса Хаккинен сказал, что "этой осенью стало еще хуже". Одного дипломата ограбили люди, одетые в милицейскую форму. Милиционеры вымогали деньги у сотрудников визового отдела. "Последние два с половиной у нас возникают проблемы только с милицией", - сказал Хаккинен.
В сентябре несколько финских журналистов пришли в консульство и пожаловались на то, что их грабят милиционеры. Одного финского журналиста три раза грабили по дороге из ресторана в отель. Не удивительно, что вернувшись в Хельсинки, он написал в газете о том, что ездить в Санкт-Петербург опасно.
Тем не менее рекламная кампания начинает приносить результат.
Петербургский режиссер Виктор Сергеев понял, что нужно Кремлю. Он сказал, что больше не будет снимать кровавые гангстерские боевики о жизни в Санкт-Петербурге. "Я больше не буду снимать детективы. Российским зрителям они надоели". Место действия его следующей картины - Минск.