Испытание в космосе завершилось успешно. "Ваша жевательная резинка имеет приятный вкус и освежающий эффект, - писал Алексей Губарев, командир космического корабля "Союз-17". - Нам бы хотелось всегда иметь ее на борту в достаточном количестве!" Похвала космонавта спасла новинку, с которой эстонская кондитерская фабрика Kalev поначалу имела одни лишь неприятности.
"Нам не разрешали выйти на рынок с нашей жевательной резинкой, - вспоминает Отто Кубо, тогда главный технолог фабрики, - ведь в брежневские времена считалось, что жевать жвачку - это не по-советски, это считалось предосудительным".
Зато в качестве средства для чистки зубов жевательная резинка из Таллина побывала во многих советских космических экспедициях. И сегодня фирма, которая ее разработала, принадлежит к самым успешным предприятиям в прибалтийской республике.
"Уже два года мы, согласно опросам, являемся самой известной эстонской торговой маркой", - уверенно утверждает менеджер по маркетингу Риина Рохелан. Она сидит в офисе новенькой с иголочки шоколадной фабрики в поселке Юри в 15 километрах от Таллина. Kalev вложил в это строительство около 8,6 млн евро.
Бывшее государственное предприятие, когда-то одно из крупнейших кондитерских производств в Советском Союзе, было приватизировано в 1994 году. Его совладельцами являются несколько эстонских инвестиционных фондов и множество мелких инвесторов.
Первые смутные годы после обретения Эстонией независимости предприятие, в отличие от многих, пережило почти без проблем. Шоколад, конфеты и марципан из Таллина были известны во всем бывшем Советском Союзе.
"Наш рынок нам удалось в основном сохранить", - рассказывает Риина Рохелан. Но в 1998 году за это пришлось расплачиваться тяжелейшим кризисом: российский рубль рухнул, потянув за собой восточные рынки. Kalev ощущает этот эффект до сих пор: "В 1998 году мы произвели 45 тыс. тонн кондитерских изделий, а в прошлом - только 9 тыс. тонн", - говорит менеджер Рохелан.
Kalev выжил, так как его управленческий аппарат после 1998 года разработал совершенно новую предпринимательскую стратегию. "Мы сконцентрировались на внутреннем рынке и на том, как подать нашу продукцию", - рассказывает Рохелан.
Kalev отказался от услуг оптовых торговцев и начал сам продавать свои сладости. Производитель открыл шесть собственных магазинов в разных уголках страны. Эстонские дизайнеры разработали новые виды высококачественной упаковки для карамели, трюфелей и шоколада.
"Сегодня мы можем довольствоваться внутренним рынком, так как наш удельный вес на нем - 45% - очень высок", - говорит Риина Рохелан. Тем не менее предприятие также пытается выдвинуться на западные рынки: Kalev уже экспортирует свои сладости в Швецию и в Финляндию - с успехом.
Напротив, в Германии Риина Рохелан не видит хороших шансов для своего предприятия. "Рынок слишком плотно забит, - считает она, - и там предпочитают шоколад с другим вкусом". Лакомки в Восточной Европе любят слабо горький шоколад. "Мы еще с советских времен используем какао-бобы из Ганы, - объясняет бывший главный технолог, а теперь пенсионер Отто Кубо, - у них иной вкус, более выраженный".
Когда Эстония в мае 2004 года станет членом ЕС, это не останется незамеченным для фабрики Kalev. Сахар, основное сырье, сильно подорожает. "За 4 тыс. тонн сахара, наша ежегодная потребность, мы должны будем платить вдвое больше, чем сейчас", - волнуется Риина Рохелан.
Однако управленцы надеются преодолеть и этот барьер: "Мы еще больше должны повысить эффективность производства. И мы увеличим цены за нашу продукцию". В стране, в которой в настоящее время зарплаты растут быстрее, чем потребительские цены, такая возможность есть.