Международные СМИ активно обсуждают итоги визита в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса.
The Times обращает внимание, прежде всего, на угрозу Владимира Путина выйти из ключевого договора по ядерным вооружениям, подняв ставки в конфронтации России и США по поводу противоракетного щита в Восточной Европе.
Российский президент бросил США вызов на встрече с Кондолизой Райс и Робертом Гейтсом. Прибывшие с визитом госсекретарь и министр обороны США были готовы к критике американского предложения, однако вместо этого Путин выступил с резким предупреждением, что выйдет из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).
Сложилось впечатление, что комментарии Путина, сделанные после того, как он заставил Райс и Гейтс, приехавших на президентскую дачу под Москвой, ждать его 40 минут, застали американцев врасплох, пишет издание. Райс в ответ сказала, что США попытаются найти "способ достижения совместных задач". Она выслушала слова Путина нахмурившись.
Швейцарская Le Temps также указывает, что "Россия обрушилась на противоракетный щит с массированным обстрелом". В Москве Кондолизу Райс и Роберта Гейтса просили отказаться от американских планов по ПРО.
Владимир Путин не любит, когда отвергают его предложения, пишет обозреватель издания. На июльском саммите G8 в Хайлигендамме российский президент всех удивил, предложив американцам воспользоваться гигантской Габалинской РЛС в Азербайджане для реализации их проекта противоракетной обороны. Глава Кремля тем самым дал понять, что запланированное Соединенными Штатами размещение радара в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше будет воспринято Москвой как угроза.
Ситуация вновь неоднократно тиражировалась в пятницу в российской столице, куда прибыли с визитом госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс. Владимир Путин и российские коллеги гостей, Сергей Лавров и Анатолий Сердюков, по очереди повторяли им одно и то же: любая дальнейшая реализация проекта противоракетного щита будет сочтена враждебным актом. Россия даже угрожает "нейтрализовать" систему ПРО в случае, если США решат пойти до конца.
Тот факт, что был избран исключительно жесткий тон, о чем свидетельствовали напряженные лица представителей обеих делегаций в пятницу, вполне логичен, пишет издание, ибо две державы придерживаются противоположных точек зрения в этом вопросе.
Между тем американские издания видят итоги этой поездки в несколько ином ракурсе.
The Washington Post озаглавила свой комментарий: "Райс старается не критиковать Путина: США ищут сотрудничества с Россией".
В ответ на отступление Кремля от идей демократии госсекретарь США Кондолиза Райс выразила тревогу в связи с притеснением независимых общественных институтов, но постаралась впрямую не критиковать возможные планы президента Владимира Путина по сохранению власти путем перехода на должность премьер-министра в будущем году.
Во второй день своего пребывания в России Райс заверила правозащитников и других представителей российского гражданского общества в том, что поддерживает их усилия по отстаиванию "общечеловеческих ценностей", как-то: свободы слова, вероисповедания и собраний.
Однако спустя несколько часов Райс сообщила журналистам, что, беседуя с Путиным в пятницу, она не поднимала вопрос о его политическом будущем, сославшись на то, что эта тема неуместна для встречи по проблемам безопасности.
Райс - одна из двух опытных советологов, занимающих высшие посты в администрации Буша, напоминает WP. Второй - министр обороны Роберт Гейтс, ранее возглавлявший ЦРУ. Оба принимали активное участие в делах, связанных с СССР, в президентство Джорджа Буша-старшего, напоминает издание. Учитывая специализацию Райс, трения между США и Россией еще более удручают американских и российских экспертов, пишут Майкл Абрамович и Питер Финн, приводя ряд интересных мнений.
В фокусе внимания The New York Times - недовольство тем, что Путин планирует остаться у власти. Состоявшиеся в Москве двухдневные переговоры Путина с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны США Робертом Гейтсом прошли в атмосфере некоторой недосказанности по поводу планов Путина на будущее, указывает Стивен Ли Майерс.
"При отсутствии уравновешивающих институтов власть любого президента становится проблемой для развития демократии", - сказала Райс в субботу. Состояние судебной и законодательной ветвей российской власти, а также положение СМИ показались ей сомнительным, но критиковать лично Путина она не стала.
Каким бы ни был в конечном итоге план Путина, администрации Буша остается только вести дела с ним - до тех пор, пока не завершится процесс передачи власти. Райс заявила, что непредсказуемость этого процесса не помешает достижению успеха в обсуждении вопросов, которые находятся в центре последних переговоров.
Отвечая на пресс-конференции в Москве на очередной вопрос, Райс отвергла предположение о том, что она ошиблась в Путине в 2001 году, во время его первой встречи с Бушем. "Я, безусловно, всегда считала его человеком, который будет делать то, что, как ему кажется, будет в интересах его страны, и который этого в каком-то смысле не скрывает, - сказала Райс. - Если я в чем-то и ошиблась, то, мне кажется, только потому, что интересы России видятся нам по-разному".