Впервые после молниеносной войны представители Москвы и Тбилиси встречаются, чтобы положить началу процессу диалога
"Только подумайте! Еще несколько недель назад шла война в Грузии. Российские танки двигались на столицу. А в среду в Женеве представители этих двух стран сядут за один стол и впервые после разрыва дипломатических отношений будут говорить друг с другом. При этом боевые действия закончились и большая часть российских войск отошла в Южную Осетию. Это большой шанс! Очень хорошее начало".
Трудно устоять перед энтузиазмом Даниэля Варнэ. Политолог Института высших международных исследований и развития убежден: открывающиеся сегодня утром во Дворце Наций дискуссии между Тбилиси и Москвой должны положить начало процессу диалога. Только и всего.
Без Медведева и Путина
Разумеется, этот диалог обещает стать долгим и сложным. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть, какие дипломатические потуги потребовались, чтобы убедить недавних противников не срывать женевскую встречу. Итак, сегодня утром за закрытыми дверями должны состояться "шестисторонние дискуссии" с участием Грузии, России, США, под тройным председательством ЕС, ООН и ОБСЕ.
Эти дискуссии пройдут без участия президентов сепаратистских Абхазии и Южной Осетии, чью независимость Москва признала 26 августа. По этой причине ни российский президент Дмитрий Медведев, ни его премьер-министр Владимир Путин не захотели приехать в Женеву и встреча проходит "на уровне экспертов".
Осетины и абхазы не совсем инкогнито
После так называемого "пленарного" заседания начнут свою работу две рабочие группы: одна - по безопасности и стабильности, другая - по беженцам и перемещенным лицам. Тбилиси был вынужден смириться с тем, чтобы эти "неформальные" встречи были открыты и для других участников, в частности осетинских и абхазских лидеров. Но при одном условии: каждый из них будет присутствовать в качестве частного лица, без упоминания гражданства и должности. Грузинские власти воспользовались этим, чтобы пригласить своих союзников: главу абхазского правительства в изгнании и главу так называемой временной администрации Южной Осетии. Ну и обстановка!
К чему может привести такая встреча? "Не следует ожидать сенсационных итогов. Главной целью было собрать всех этих людей, которые официально отказываются разговаривать друг с другом. Настоящей удачей будет, если в среду вечером они разъедутся по домам с детальным графиком переговоров, где будет уточнено, кто, где и когда будет встречаться и о чем они будут говорить", - говорит Даниэль Варнэ. Организаторы предлагают работать в постоянном ритме, проводя встречи в Женеве каждые 15 дней.
Но есть ли хоть малейший шанс на успех у таких напряженных переговоров? "Разумеется, Москве не удастся добиться, чтобы Тбилиси признал независимость Южной Осетии и Абхазии. А Тбилиси не добьется, чтобы российские войска ушли с сепаратистских территорий. Но со временем переговоры могут привести к замораживанию нынешних позиций. Я думаю, Грузия к этому готова. Такое впечатление сложилось у меня неделю назад, когда я побывал в Грузии. В Тбилиси население прекрасно понимает, что опасность была в двух шагах".