Несмотря на то, что два месяца назад на ее территорию вторглась страна, которая в тридцать раз больше ее, Грузия, похоже, пока что справляется с последствиями мирового кризиса куда лучше, чем правительства США и других крупнейших государств. Невольно возникает вопрос: почему?
Ответ довольно прост: власти Грузии не настолько заносчивы, чтобы думать, что они знают лучше, чем рынки. Поэтому они полагаются на рынок в надежде, что он решит их проблемы.
Грузия - бедная страна, но в течение последних четырех лет она переживала бурный экономический рост, имея один из самых высоких показателей в мире - от 9 до 12% в год. Со времени моего последнего визита в Грузию прошло восемь лет, и есть видимые изменения. Новая школа экономики в Грузии проводила в этом году встречу Банка европейских ресурсов (European Resource Bank, группа в основном европейских экономических организаций). Ради нее я вновь приехал в эту страну.
После суматошных реформ и некоторого прогресса со времени падения Советского Союза, жители Грузии избрали, наверное, самое рыночное правительство в мире четыре года назад. Президент, премьер-министр и глава госканцелярии - все они убежденные сторонники свободного рынка, все изучали труды Фридриха фон Хайека и Милтона Фридмана и учились успеху у Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана.
Многие, включая некоторых бывших российских высокопоставленных чиновников, утверждают, что частично мотивом Москвы при вторжении в Грузию было желание наказать новое успешное государство, бывшее некогда частью старой империи. Пока Россия становилась менее демократичной, Грузия становилась более демократичной. В России были запущены механизмы ренационализации и усиления государственного контроля, а в Грузии проводилась массовая приватизация и государство сворачивало регулирование.
По большей части вдохновением и энергией для радикальной реформы свободного рынка грузинская экономика обязана человеку-горе по имени Каха Бендукидзе, с которым я впервые имел честь познакомиться несколько лет тому назад в России. Каха, как его чаще всего называют, - очень умный парень. Сейчас он возглавляет госканцелярию.
По поводу мирового финансового кризиса он совершенно верно замечает: покуда правительства будут полагаться на центральные банки и чрезмерное регулирование финансовой сферы, "периодически финансовые кризисы будут досаждать человечеству". Он вслед за Хайеком и Фридманом говорит, что ему кажется неправдоподобным утверждение, что центробанки знают лучше и могут перехитрить рынок, а финансовое регулирование способно каким-то образом предотвратить следующий кризис, притом что они не видят, с какой стороны он приближается.
В Грузии была проведена фундаментальная налоговая реформа, снижена и выровнена ставка рефинансирования, в том числе почти полностью были сняты налоги на прирост капитала, которые до этого пополняли бюджет. В Грузии активно сокращается размер правительства, закрываются неэффективные программы и те, с задачами которых лучше справится частный сектор.
Частью успешных мероприятий по борьбе с процветавшей до того коррупцией стало сокращение штата правительственных чиновников, повышение зарплат оставшимся и объявлении программы "нулевой терпимости" к коррупции. В рамках сворачивания регулирования рынка они сократили число требуемых лицензий с 950 до 144. Теперь можно завершить все бюрократические проволочки и получить разрешение для начала своего дела в течение одного дня. Регистрация изменения собственника теперь занимает не 30 дней, как прежде, а два часа.
Раньше в Грузии была серьезная проблема с контрабандой, но новое руководство сняло почти все торговые барьеры и тарифы. Так что практически исчез смысл заниматься контрабандой, а вместе с ним и связанная с этим коррупция.
Во время вторжения правительство отказалось вводить контроль над ценами или распределение ресурсов. В результате не было какого-то продолжительного скачка цен, а свободный рынок сам быстро заполнил спровоцированные войной дефициты. К тому же, если руководство Центробанка Грузии превысит верхнюю планку по инфляции, оно будет уволено.
Премьер-министр Ладо Гургенидзе долгое время учился и жил в Великобритании, и определенно большое влияние на него оказала Тэтчер. Я задал ему вопрос, не опасается ли он, что под давлением кризисной ситуации с вторжением придется увеличивать правительство (заметьте: история показывает, что правительства почти всегда растут количественно в таких кризисных ситуациях, как войны или финансовая нестабильность, даже если само правительство и создало этот кризис).
Премьер-министр ответил, что жители Грузии не откажутся от своих реформ, в частности от сокращения размеров правительства, и они полностью понимают всю опасность любого неосторожного шага.
У Грузии есть проблемы, включая большое количество беженцев, появившихся после войны. Но, в отличие от европейских правительств и Вашингтона, грузинская элита не стала реагировать на кризис новой "программой дня". Вместо этого людям было сказано, что правительство не будет им мешать и что им придется искать пути решения новых проблем. До сих пор они неплохо справлялись, и правительство остается весьма популярным.
В этой статье заключено послание политическим лидерам Америки и Европы, но, как я полагаю, до большинства из них оно не дойдет.
Ричард У. Ран - высокопоставленный сотрудник Института Катона и председатель Института глобального экономического роста