Предприниматель Уильям Браудер убежден, что Россия возвращается к сталинизму. Ему напоминают, что Александр Литвиненко, который тоже пытался обличать преступления российского режима, умер в страшных мучениях в Лондоне, отравленный полонием. "У меня нет другого выбора, - отвечает на это Браудер. - Сергей (Магнитский) нашел в себе смелость осуждать эти преступления, даже находясь в российской тюрьме. Он боролся до самой смерти. Я в долгу перед ним. Я должен добиться справедливости", - приводит слова бизнесмена французская Libération.
Издание напоминает, что в ноябре 2009 года Сергей Магнитский умер в тюрьме после 11 месяцев заключения, в течение которых его тщетно пытались заставить дать показания против Браудера. Магнитский выявил махинацию, нанесшую такой колоссальный ущерб государству, что правосудие, казалось, не могло не восторжествовать: мошенники, которым помогали сотрудники правоохранительных органов, использовали три бывших компании Билла Браудера, чтобы получить от налоговых органов 230 млн долларов. "Если путинская Россия так защищает тех, кто ее обворовывает, на что остается надеяться Браудеру?" - задается вопросом издание.
"Вот увидите, - говорит сам Браудер. - За что бы я ни брался, мне всегда удавалось превзойти ожидания. К тому же я из необычной семьи", - напоминает он, рассказывая о своем деде, возглавлявшем американскую компартию, а затем перебравшемся в СССР, где родился его отец - блестящий математик, профессор университета Нью-Джерси, "демократ, как все американские профессора". Желая дистанцироваться от "левой" семьи, Уильям Браудер выбрал сферу финансов. Затем "романтическая" тяга к России подтолкнула его заняться изучением русского.
Получив MBA в 1989 году, Браудер работал на только что открывшихся восточноевропейских рынках для Boston Consulting Group и Salomon Brothers, а затем стал одним из первооткрывателей "русского эльдорадо". В 1996 году, получив 25 млн долларов от миллиардера Эдмона Сафра, Браудер создал Hermitage Capital Management - фонд, занимающийся размещением иностранных капиталов в России. Прибыли были впечатляющими, однако уже тогда работать в России было непросто: западный акционер вскоре столкнулся с первыми местными олигархами, обогащавшимися за счет махинаций со счетами предприятий. Вплоть до 2005 года у Билла Браудера был свой способ борьбы с олигархами: он окружал себя телохранителями и требовал оздоровить счета предприятий, в которые он инвестировал. В 2003 году, когда был арестован Михаил Ходорковский, Браудер поддержал Путина, отмечает издание. Но, "когда Владимир Путин начал собственную сортировку олигархов на хороших и плохих, борьба Билла Браудера с коррупцией превратилась в проблему", пишет газета. В 2005 году, возвращаясь в Россию их Лондона, он обнаружил, что его виза аннулирована - поскольку он представляет собой "угрозу для национальной безопасности". Вернувшись в Лондон, он решил продолжить борьбу: привлекал средства для оплаты батальона адвокатов, продолжавших защищать его вплоть до смерти Сергея Магнитского.
"Я не думаю, что можно изменить Россию изнутри. Но можно действовать извне", - считает Браудер. Он продолжает руководить фондом Hermitage и часто приезжает в Вашингтон только для того, чтобы добиться аннуляции виз для 60 российских официальных лиц, подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. Если Польша уже выразила готовность присоединиться к этой мере, то руководство Франции и Германии, по его словам, боится "ответных мер", которые может принять Путин, пишет издание.