Глава Грузинской православной церкви совершил свой необычный предвыборный ритуал, пишет The New York Times. Накануне парламентских выборов самолет с иконами и святыми мощами облетел вдоль границ Грузии, а священники помолились о будущем страны, поясняет журналистка Эллен Барри.
Грузинская православная церковь оказывает глубокое, но преимущественно закулисное влияние на политическую жизнь страны, полагает издание. Между тем команда Саакашвили порой конфликтовала с Церковью, так как старалась внедрять западные обычаи.
Перед парламентскими выборами Церковь заявляла о своем нейтралитете. Избиратели трактовали эту позицию как отказ Церкви поддерживать правительство, полагает религиовед Леван Абашидзе: "Это был очень активный и антиправительственный нейтралитет".
А как среагировала Церковь на победу "Грузинской мечты"? Митрополит Герасим, глава отдела внешних связей, рад перспективе улучшения отношений с Россией, утверждает газета, напоминая, что патриарх Илия II давно пропагандирует эту идею.
79-летний патриарх Илия - самая популярная "публичная фигура" в Грузии, причем он с готовностью высказывается по актуальным вопросам, отмечает издание.
Из прагматических соображений патриарх поддерживал Саакашвили ("правительство щедро субсидировало Церковь", - говорится в статье). Но верующие-фундаменталисты ненавидят Саакашвили, ассоциируя его с западными ценностями и сексуальной свободой. Самый острый конфликт произошел, когда правительство уравняло другие религии в юридическом статусе с православием. Патриарх предостерег в проповеди: "Тот, кто будет унижать Церковь, обязательно понесет наказание".
"У Иванишвили свои тесные связи с Церковью, и в некоторых регионах священники и епископы активно вели агитацию против правительства", - пишет автор. В июле патриарх даже предостерег священнослужителей от партийной агитации.