Убийце министра иностранных дел Швеции Анны Линд не удалось повлиять на исход референдума о введении евро. Несмотря на всплеск интереса к европейской валюте, вызванный убийством, шведы в воскресенье однозначно высказались против замены кроны на евро. Тем самым рухнули надежды сторонников европейской валюты на то, что симпатия к Анне Линд, которая ратовала за введение евро, обеспечит им большинство на референдуме.
Естественно, результаты референдума вызвали большое разочарование у приверженцев евро. Около 22 часов премьер-министр Йоран Перссон признал свое поражение. "Результат однозначен. Явка была очень высокой, к урнам пришло более 80% населения. Поэтому с таким решением нельзя не считаться, - заявил он на пресс-конференции в Стокгольме. - Вообще-то, у шведов без евро в течение длительного времени будут плохие политические и экономические перспективы, однако об этом шведский народ был заранее проинформирован".
Сторонники евро приводили целый ряд причин, почему они, несмотря на огромную финансовую, политическую и пропагандистскую поддержку, так и не смогли одержать победу. Маргот Валльстрем, комиссар ЕС, член социал-демократической партии, сказала, что многим шведам кажется, будто они находятся на европейской обочине. Небольшим европейским странам следовало бы лучше объяснять, какие выгоды они будут иметь от введения евро, полагает она. Министр ЕС Гунар Лунд обратил свою критику на министров из правительства Перссона, которые выступали против введения евро. Это не лучший способ переубедить противников, сказал он.
Зато противники евро откровенно радуются. Они объясняют сторонником европейской валюты, на чем те должны были строить свою кампанию - в первую очередь, на социальных вопросах. Студентка из Гетеборга и противница евро Анна Линдмарк в своем стихотворении, агитирующем против евро, задает вопрос, обращая его к первым лицам крупных концернов и миллионерам: Если бы у вас не было работы, если бы вы мерзли в холодной квартире, не имея ни копейки денег, если бы больничная касса в течение нескольких лет отказывала бы вам в операции на тазобедренном суставе, стали бы вы тогда говорить о том, какие преимущества принесут шведам глобализация и введение евро?
То, что сторонники евро явно недооценили позицию "против тех, кто наверху", которой придерживались многие шведы, подтверждается результатами голосования. Они четко демонстрируют расслоение по социальному признаку: "Средний класс и лица с высоким уровнем доходов голосовали за евро. - сказал, выступая в воскресенье вечером по шведскому телевидению, один эксперт. - Те же, чье социальное положение нестабильно, голосовали против". Европа еще чужда для многих шведов, добавил он.
Гудрун Схиманн, член левой партии VPK, которая выступала против введения евро, считает: "У многих шведов возникло ощущение, что евро им навязывают. К тому же они не хотят попасть в еще большую зависимость от общеевропейских институтов, потому что они ощущают перед ними свое бессилие".
Так, судя по результатам голосования, рассуждали в основном жители малонаселенных и экономически слабых северных регионов Швеции. В провинциях Емтланд и Норланд трое из каждых четырех избирателей проголосовали против евро - значительно больше, чем в среднем по стране.
И как теперь? "Жизнь продолжается, - говорит Ларс Хеек, пресс-секретарь шведского крестьянского союза LRF, который выступал за введение евро. - Экспорт нашей продукции резко не снизится. Однако в случае падения курса кроны по отношению к евро наши фермеры увидят, насколько опустеют их кассы".
Экономические круги Германии хотели видеть Швецию в еврозоне. Так, президент Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаус Циммерманн сказал нашему корреспонденту, что присоединение к еврозоне такой образцовой страны, как Швеция, имело бы символическое значение. В последние годы шведы без особых потерь выходили из структурных кризисов и играючи выполняли условия пакта о стабильности. Решение не вводить у себя евро отражает волю большинства населения, которое хочет сохранить шведскую крону и вместе с ней - кусочек независимости. Тем самым страна сохранила за собой возможность проводить собственную, во многом независимую политику по оживлению конъюнктуры и ее управлению, резюмировал Циммерманн.
Ситуация в Германии стала важным аргументом для шведских противников евро. "Ханс Айхель (министр финансов Германии - прим. ред.), хотим мы того или нет, стал бы нашим главным союзником", - сказал Еспер Катц из движения "Граждане против евро". "Разговоры о подорожании товаров в связи с введением евро, застой в немецкой экономике и несоблюдение пакта о стабильности были для нас, противников евро, бесценными аргументами", - добавил он.