В субботу в женевском Дворце наций ведущие мировые державы решили вернуть ООН убедительный имидж. "Мы находимся здесь для того, чтобы найти решения, а не создавать новые проблемы", - заявлял глава французской дипломатии Доминик де Вильпен в присутствии своих коллег из стран - постоянных членов Совета Безопасности, а также генсека ООН Кофи Аннана. Совещание продолжалось четыре часа (на три часа больше, чем было запланировано), но и их не хватило для принятия решений, призванных уберечь Ирак от того хаоса, в который эта страна сейчас погружается.
Прикрываясь дипломатическими формулировками, лидеры пяти стран сделали все, чтобы, насколько это возможно, заретушировать разделяющие их разногласия. Никто не грозил применением права вето (его имеют все члены СБ). Никто не разражался гневными филиппиками по поводу необоснованности американской интервенции в Ираке. "Наши дискуссии проникнуты духом конструктивности", - постоянно подчеркивали участники встречи. "У нас одна цель", - заверял де Вильпен.
Но за кулисами противоречия в позициях сторон по-прежнему обозначены четко. Возражая США, которые теперь зовут на помощь международное сообщество, тот же де Вильпен в газете Le Monde пояснил позицию Франции: "Уважайте национальные чувства иракцев". Париж хочет, чтобы уже в течение месяца основные рычаги власти были переданы иракцам, причем при посредничестве ООН, а не США. Весной, считает Париж, в стране можно провести выборы, что приведет к окончательному восстановлению суверенитета Ирака. И хотя Франция и не требует немедленного вывода из страны иностранных войск, она уже разработала жесткий график, призванный положить конец оккупации Ирака Соединенными Штатами.
Эти предложения "великолепны", но они "нереалистичны", еще до прибытия в Женеву с иронией заметил госсекретарь Колин Пауэлл. США считают, что если они разделят с другими странами бремя финансовых и военных усилий, их роль в Ираке ни в коем случае не должна уменьшиться. "Для нас, Соединенных Штатов, всегда полезно выслушать мнения других", - пояснял Колин Пауэлл в Женеве. Но несколькими днями ранее в интервью арабскому телеканалу Al-Jazeera, американский госсекретарь был более красноречив. "Было бы безответственным" торопиться с передачей власти иракцам, заявил он, сославшись на угрозу сползания страны к "полному хаосу".
Дискуссии в Женеве не были в прямом смысле слова переговорами вокруг новой резолюции по Ираку, которая будет обсуждаться в ООН: речь шла о том, чтобы "обсудить за общим столом имеющиеся разногласия". Учитывая глубину этих разногласий, окружение Кофи Аннана ожидало, что будущая резолюция будет лишена всякой конкретики, чтобы получить шанс быть быстро принятой, как того желает Джордж Буш по внутриполитическим соображениям.
А пока ООН хочет, чтобы ее собственная роль была прояснена. "ООН не оставила Ирак. Мы усилили безопасность наших служащих. И хотя мы сократили количество своего персонала, мы продолжаем работать", - заявил Кофи Аннан. На его решение провести совещание именно в Женеве во многом повлияли теракт 19 августа и гибель Верховного комиссара по правам человека Сержиу Виейры ди Меллу.
В весьма жестком докладе, представленном на минувшей неделе, генеральный секретарь признал, что ныне организация переживает "критический этап", ибо ей недостает "доверия государств и мирового общественного мнения". В Женеве его слова прозвучали как сигнал тревоги: "Нам нужна крепкая и действенная резолюция, которая поможет нам убедить иракцев в том, что мы вернем им власть. Нам нужно вновь завоевать их сердца".