Россияне увидели похитителей, которые стреляют в маленьких детей, и увидели государство, которое ни от чего не защищает их так основательно, как от правды. Террор и ложь - это брат и сестра. И не только в России.
После терактов 11 сентября в Испании премьер этой страны, чтобы удержать власть, направил всех по ложному следу. Теперь он без работы. Испанцам тогда легко удалось распознать махинации власти и наказать ее. Однако в России, где террор и ложь почти слились в сиамских близнецов, все не так просто.
У России этот "черный сентябрь" - не первый. Ровно пять лет назад страну захлестнула волна слепого насилия. В Москве и двух других городах были взорваны в общей сложности четыре жилых дома. 294 человека погибли.
Организаторы терактов остались в тени, однако российское руководство быстро предъявило чеченский след. Тогда во главе правительства стоял новый человек - Владимир Путин. Его назначил президент Борис Ельцин, но молодой незнакомец заговорил другим тоном.
Он пообещал мочить чеченских боевиков в сортире. Больной президент доверил Путину сначала борьбу с террором, а затем и всю страну. Путин начал новый поход против Чечни и стал президентом.
Таким образом, начало путинской власти было ознаменовано террором и загадками при его расследовании.
Спустя пять лет страна не стала ни безопаснее, ни информированнее. По крайней мере, первое Путин теперь вынужден был признать. Он признал, что Россия не достигла в борьбе с терроризмом значительных результатов.
Показательно, что это признание не было связано с самокритикой. Хотя борьба с терроризмом и чеченским сепаратизмом красной, порой кровавой нитью проходит через его президентство - нитью, которая пока что доходит до Беслана.
И Путин вновь подхватывает эту нить так, как он это делал всегда: он говорит о радикальной перестройке государства, однако то, что действительно нужно России, человек, который пришел из КГБ, наверное, не может дать. А именно, радикальный отказ от лжи.
На самом деле, президент радикально стоит на своей старой политике, по поводу которой и раньше никто на Западе не должен был строить иллюзий. В его "управляемой демократии" - сам он предпочитает говорить о "вертикали власти" - он может лишь крепче взяться за руль.
Однако при этом Путин напоминает заблудившегося пилота. Он, наверное, знает, что он на неверном пути, однако, как в бреду, он продолжает держать курс. Он увидел, как мало он достиг в борьбе с терроризмом. Однако из этого он делает курьезный вывод: продолжать действовать как раньше, только еще упрямее. Во имя сильного и стабильного государства президент за последние годы построил систему, в которой власть Кремля почти безгранична.
Парламент повинуется, а критически настроенные СМИ занимают лишь отдельные ниши. Последствия этого были видны во время захвата заложников. Российские политики молчали, ожидая, что скажет президент. На месте трагедии царил хаос, а во время незапланированного штурма школы государственные каналы показывали художественные фильмы.
Стало ясно, что якобы сильное путинское государство в действительности слабо. Путин ампутировал другие центры власти, однако его собственная рука в большинстве случаев достает недалеко.
Однако кремлевский пилот закрывает глаза. Впредь он будет сам назначать губернаторов, чтобы сделать их более зависимыми от себя. В парламенте больше не будет места независимым депутатам, как раз тем, которые в нынешней Думе являются последними обломками парламентаризма.
То есть то, о чем сейчас объявил президент, это не перестройка государства, а расширение путинской системы, которое не направлено на то, чтобы помочь России бороться с терроризмом, не может этого сделать и не сделает. Однако в определенной степени это антитерористические меры. В том смысле, что они сделают Кремль еще сильнее и лучше подготовят к следующему теракту.
Из своей лондонской ссылки российский предприниматель Борис Березовский во вторник написал Борису Ельцину открытое письмо. Он пишет, что экс-президент должен, наконец, высказаться по поводу Путина, ведь это он несет ответственность за человека, которого возвысил.
Быть может, не Березовскому (бывший "серый кардинал" Кремля) выдвигать такие обвинения, однако его озабоченность по поводу России оправданна. При Путине страна движется к еще большему уменьшению демократии, свободы и безопасности. В условиях кризиса Путин оказывается неподходящим человеком. Это плохо. Но того, кто был бы лучше - не видно. Это еще хуже.