Над альтернативой Международному валютному фонду размышляют, прежде всего, азиатские страны
Если Мексика практически является банкротом, если во всей Азии рушатся финансовые рынки, если Аргентина погружается в глубокую рецессию, значит, наступает час Международного валютного фонда (МВФ). Сначала как избавителя от беды, а затем - как проводника неолиберальных экономических реформ. Кризисы для него - это в какой-то мере эликсир жизни. Однако с некоторого времени на глобальных финансовых рынках царит всеобщее спокойствие. Отрадное явление, но отнюдь не для МВФ. Поэтому кризис, который находится в центре внимания участников годового заседания МВФ и Международного банка реконструкции и развития, проходящего в Сингапуре, - это его собственный кризис, кризис поиска новой роли, а также бюджетный кризис. Из Фонда, который живет за счет доходов от взносов и процентов, клиенты бегут.
Россия уже три года назад досрочно погасила все свои поддерживающие кредиты. Аргентина, которая в течение нескольких лет успешно сопротивлялась начинаниям МВФ, в конце прошлого года, как и Бразилия, досрочно погасила все свои долги перед МВФ. Официально этот шаг был обоснован экономией на выплате процентов по долгам. Однако "истинная целью этого мероприятия, скорее, политическая, а не экономическая", как заметил один из аналитиков инвестиционной компании Bear Stearns. "Речь шла о том, чтобы освободиться от обязательств перед МВФ".
Еще в 90-е годы латиноамериканские страны считались образцовыми учениками Фонда. Однако им пришлось заплатить за это продолжительной стагнацией, а в случае Аргентины - тяжелым экономическим кризисом. Сейчас они уже устали от МВФ и его политики затягивания поясов. Во изменение прежних отношений президент Аргентины Нестор Киршнер даже потребовал "всесторонней реструктуризации" МВФ.
Из-за одного только досрочного погашения долгов Бразилией МВФ лишился процентных поступлений в размере почти 60 млн долларов. В целом из-за досрочного погашения долгов МВФ потерял целых 116 млн. Новых претендентов на кредиты в поле зрения не наблюдается. Даже такая бедная страна, как Боливия, после того как разработанная МВФ программа помощи закончилась весной, сознательно отказалась от ее возобновления. Нынешняя совокупная сумма кредитов, выданных Фондом, - 27,5 млрд долларов - на две трети меньше, чем еще два года назад. Вместе с деньгами исчезает власть. На страны, которые не имеют никаких долгов перед МВФ, Фонд уже не может оказать никакого влияния.
Насчет времени появления проблемы никто не спорит: все произошло в июле 1997 года. Тогда в Таиланде произошло драматически резкое падение курса местной валюты, бата, и начался азиатский кризис. МВФ, который еще до кризиса потребовал от азиатских стран отмены сдерживающих мер для свободной конкуренции на их финансовых рынках, не сумел предвидеть кризис и не смог его предотвратить; его рецепты по преодолению кризиса оказались несостоятельными. Требуя от кризисных стран значительного повышения ставки рефинансирования и сокращения расходов, он еще сильнее вогнал их в рецессию. "Тогда Фонд потерял свою легитимность, которую с тех пор так и не восстановил", - заметил недавно на мероприятии, проводимом Фондом Карнеги, Деннис де Трей, бывший в свое время представителем Международного банка реконструкции и развития в Индонезии.
Пострадавшие государства извлекли из кризиса главный урок: кто может себе это позволить - например, благодаря поднявшимся ценам на экспортные сырьевые ресурсы или инвестиционным потокам, устремившимся в страну - тот избавляется от зависимости от МВФ. В 2003 году правительство Таиланда объявило о погашении основной части своего долга перед Фондом и намерении в дальнейшем обходиться без его поддержки. Индия и Китай, но также и Филиппины отказываются от новых кредитов МВФ. Индонезия - на данный момент второй после Турции клиент МВФ - в 2003 году расторгла свое кредитное соглашение с Фондом и в мае этого года объявила, что оставшиеся долги перед МВФ она погасит еще до конца 2007 года.
Южная Корея с 1998 года увеличила свои валютные резервы более чем в десять раз и практически уже может не опасаться атаки спекулянтов на свою валюту, на вон - и все это без помощи МВФ. Азия в общей сложности располагает золотовалютными резервами в размере 2,5 триллиона долларов - это в 20 с лишним раз больше той суммы, которую в свое время МВФ смог направить на преодоление азиатского финансового кризиса.
Несостоятельность МВФ, проявленная во время кризиса, побудила азиатские страны к организации защиты от возможных валютных спекуляций собственными силами. В июле 2000 года члены регионального объединения АСЕАН, а также Япония, Китай и Южная Корея согласовали "Инициативы Чианг-Май", названные так по тогдашнему месту проведения заседания в Таиланде. Данные инициативы накладывают на них обязательства по взаимной поддержке в случае финансовых кризисов. В прошлом году данные страны удвоили средства, предусмотренные на эти цели, доведя их до 75 млрд долларов. Данная инициатива все больше и больше оборачивается азиатской контрмоделью МВФ.
МВФ уже приходится кое-чем поступаться, чтобы решить проблему своего финансирования. В его бюджетном плане предусмотрено сокращение персонала примерно до 2800 человек, а также сохранение расходов на нынешнем уровне, что с учетом инфляции означает некоторое их сокращение. Кроме того, в будущем МВФ предполагает брать деньги за свои экономико-политические анализы и советы.
Фонду, скорее всего, будет трудно найти свою новую роль. Он мог бы, например, превратиться из строгого кредитора в "доверительного советчика", полагает глава МВФ Родриго де Рато. "Старая система, при которой промышленно развитые страны в рамках "большой восьмерки" обсуждают между собой вопросы мирового значения, устарела", - сказал он в апреле в Вашингтоне. Если Фонд больше не может диктовать странам экономическую политику, соответствующую его неолиберальным представлениям, то теперь ему придется заниматься разъяснительной работой. Пряник вместо кнута.
Тем не менее, проблема заключается в том, что никто не собирается прислушиваться к советам МВФ, пока они, как это было до сих пор, ограничиваются исключительно положением в развивающихся странах. МВФ уже давно не пытается оказывать давление на Север, который своим абсолютным большинством голосов определяет политику Фонда. С 1976 года, когда крупная промышленно развитая страна в лице Великобритании последний раз брала кредит МВФ, у него для этого нет соответствующих рычагов.
МВФ собирается решать эту проблему через объявленную им в апреле инициативу о многосторонних консультациях. Выход из глобальных дисбалансов следует искать совместно. Однако если МВФ хочет, чтобы его в этой новой роли воспринимали серьезно, то он не должен бояться громко заявить об истинных рисках для мировой финансовой системы. А это сейчас прежде всего США с их гигантским бюджетным и торговым дефицитом. Если правительство в Вашингтоне и дальше будет настаивать на том, чтобы развивающиеся страны и, в частности, Китай проводили реформы в соответствии с американскими представлениями, то тем самым они окажут медвежью услугу как Фонду, так и самим себе.