Согласно отчету Всемирного банка, число государств-неудачников со слабыми правительствами, могущих послужить плодородной почвой для терроризма, за последние три года резко возросло, несмотря на усилия западных стран по улучшению условий в подобных странах.
Число "уязвимых" стран, где растущая бедность приводит к риску терроризма, вооруженных конфликтов и эпидемий, возросло с 17 до 26 за время, прошедшее от опубликования предыдущего отчета в 2003 году. Пять стран выбрались из этого списка, однако в нем появилось 14 новых регионов, в числе которых Нигерия и еще семь африканских стран, Косово, Камбоджа, Восточный Тимор, а также Западный берег и сектор Газа. Двенадцать стран, включая Афганистан, Сомали и Судан, фигурируют в обоих списках.
"Предыдущие международные усилия по оказанию помощи этим странам не привели к заметным успехам", - говорится в отчете, представленном Независимой оценочной группой Всемирного банка совету директоров. Данная публикация приурочена к ежегодному совещанию представителей банка и Международного валютного фонта, проходящему в этом месяце в Сингапуре.
Препятствия, с которыми сталкиваются страны из "группы риска" - а их чаще называют "государствами-неудачниками" или "отстающими" странами, - включают в себя "отсутствие безопасности, социальную раздробленность, коррупцию, нарушение правовых норм, недостаток механизмов легитимной власти и управления", ограниченные ресурсы для финансирования основных потребностей населения, сообщается в докладе.
Дабы избежать "неблагоприятных последствий, таких, как война, террористическая деятельность или эпидемия, международное сообщество и банк должны отыскать более эффективные пути" для помощи этим странам, говорится там же.
Администрация Буша рассматривает государства-неудачники в качестве серьезной угрозы безопасности США. "Опасность, которую они представляют, беспримерна, - говорила госсекретарь США Кондолиза Райс в своей прошлогодней статье для Washington Post. - При отсутствии ответственного правительства в этих странах, угрозы, которые могли бы и должны быть решены в рамках страны, выходят за ее пределы и приводят к неисчислимым бедствиям".
"Слабые и провальные страны, - заявляет Райс, - облегчают распространение пандемий, передвижение преступников и террористов, а также расползание наиболее опасных видов оружия".
Обновленная программа администрации по противодействию терроризму, опубликованная ранее в этом месяце, называет одной из важнейших целей экономическую помощь "слаборазвитым странам и странам, пережившим конфликты".
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, официальная помощь США наименее развитым странам достигла в 2005 году 27 млрд долларов - это почти вдвое больше, чем при вступлении Буша в должность президента. Данная сумма выводит Соединенные Штаты на первое место среди международных доноров по абсолютным показателям, хотя Вашингтон остается на одном из последних мест, если измерять помощь в процентном соотношении от объемов национального производства. Соединенные Штаты также опережают другие страны по проценту средств, идущих на обеспечение безопасности, торговли и продовольственных запасов, а не на более традиционные формы экономической помощи.
В ходе крупной реорганизации администрация все больше усилий направляет на помощь тем странам, чьи правительства, как признано, взяли курс в правильном направлении в том, что касается развития государственных учреждений, экономики и соответствия интересам безопасности США.
В 2002 году Всемирный банк запустил собственный проект по расширению помощи государствам-неудачникам и в период с 2003 по 2005 год выдал кредитов на 67% больше, их сумма составила 4,1 млрд долларов. В докладе указано, какие выводы банк сделал в процессе.
В ряде стран помощи оказалось либо слишком много, либо слишком мало. Поддержка со стороны международных доноров, говорится в докладе, варьируется от 200 долларов на душу населения в Восточном Тиморе до 15 долларов на душу населения в Центрально-Африканской Республике. В ряде случаев приток помощи не был подкреплен местной программой реформ, которая бы позволила стране адекватно использовать полученные средства.
В других странах доноры потребовали чересчур глубоких реформ и в слишком сжатые сроки. По свидетельству доклада, в Афганистане "реформы проводились донорами неразборчиво и привели к изданию 120 законодательных актов".
Иногда доноры расходятся по вопросу о целях дублирующих друг друга программ помощи, и это создает "трудности в достижении политического единства" в странах, получающих помощь, говорится в докладе. "Например, в Афганистане министерство финансов получает техническую поддержку, призванную обеспечить модернизацию таможенных служб, которая идет от Всемирного банка, АМР США, Европейского союза" и по Британской программе помощи развивающимся странам.