После того как на прошлой неделе два российских ТУ-160 приземлились в Венесуэле для проведения учебных полетов, Уго Чавес выступил с заявлением по национальным телеканалам. Впервые со времен холодной войны военные самолеты из Москвы сели на землю Западного полушария. "Гегемония янки завершилась", - объявил Чавес.
Но, по словам представителя Госдепартамента США, венесуэльский лидер забыл упомянуть о том, что "ВВС США присоединились к российским самолетам над западной частью Норвегии и сопровождали их на протяжении всего полета к Венесуэле".
Неудивительно, что американские летчики-асы могли позабавиться с русскими, отправленными в Венесуэлу с целью продемонстрировать солидарность с этой страной. Владимир Путин пытается реорганизовать свою армию, но она не является соперником для военной мощи США. Трудно поверить и в то, что Россия серьезно рассматривает возможность бросить вызов США в Карибском бассейне, говоря о планах отправить туда свои корабли для проведения учебных маневров совместно с Венесуэлой в следующем месяце.
И все же после 17 лет, на протяжении которых мы думали, что холодная война завершилась, Россия возрождает воспоминания о ракетном кризисе на Кубе в 1962 году, ведя военные игры с другим латиноамериканцем, претендующем на лидерство. Так Путин гримасничает перед президентом Бушем в ответ на его предложения о противоракетном щите в Европе и его сопротивление недавним усилиям России восстановить свою империю силовыми методами.
Так что же делают российские бомбардировщики в Венесуэле? Мэри О'Грейди, обозреватель рубрики "Americas", беседует об этом с Келси Хаббард.
Чавес чрезвычайно счастлив, что пригодился. Он надеется получить что-то взамен. Его Боливарская революция - массированное наступление с целью распространить коммунизм во всей Латинской Америке - под угрозой, и по мере того как ее популярность убывает, уменьшается и уверенность в его правлении. Плюс еще его манера беспрерывно насмехаться над янки. Как и Фидель Кастро, Чавес, похоже, верит, что, если иностранное зло можно изобразить как неминуемую угрозу суверенитету, это поможет повести за собой целый народ. Эта идея, близкая также президенту Боливии Эво Моралесу, объясняет не только появление на Карибах военных туристов из России, но и изгнание из Каракаса и Ла-Паса американских послов.
У Чавеса есть проблемы дома, а волна сопротивления его Боливарской революции разрастается и в других регионах. На прошлой неделе она всколыхнула Боливию, где Моралес, при поддержке Чавеса, пытается консолидировать власть, переписав конституцию в венесуэльском стиле.
Губернаторы и местное население в четырех из девяти боливийских провинций заявили о том, что проголосуют против ратификации новой конституции на народном референдуме. Они также выразили желание усилить свою независимость от Ла-Паса. Но 28 августа Моралес подписал указ, согласно которому референдум все же состоится.
Это вызвало вспышку гнева, и в последние недели стычки и завалы на дорогах, нацеленные на парализацию страны, спровоцировали насилие на улицах. В результате гражданских столкновений в провинции Пандо на прошлой неделе погибли восемь человек.
Действительно Боливия сейчас переживает битву между регионами за контроль над национальными ресурсами. Но мы также наблюдаем смертельную борьбу против коммунистической идеологии, которую хочет навязать Моралес, также ярый поклонник Фиделя. Он признал, что Кастро учил его, как под прикрытием демократии можно добиться своей цели. Однако его не научили противостоять силам сопротивления. Его жесткая линия объединила и подстегнула критиков его политики. Теперь он больше не может обращаться к губернаторам, не рискую выглядеть при этом слабым.
Разочарованный этими неудачами Моралес решил обвинить во всем янки. 11 сентября он выслал из страны посла США Филиппа Голдберга, заявив, что Соединенные Штаты оказывают поддержку диссидентским губернаторам. Никаких доказательств предъявлено не было. Чавес последовал его примеру в тот же день, выслав посла США Патрика Дадди из Каракаса в знак солидарности с Моралесом, и пригрозил прекращением поставок нефти в случае нападения США на Венесуэлу.
Ясно, что цель обоих президентов состояла в создании твердого плацдарма, но вряд ли это впечатлило кого-либо. Боливия остается кошмаром для Чавеса, и не только потому, что поражение Моралеса может навредить его собственным имперским устремлениям. Более серьезной проблемой является то, что местная оппозиция Боливии состоит из лидеров, избранных демократическим путем, в которых избиратели видят защитников народа.
Возвращаясь к Венесуэле, стоит отметить, что оппозиция Чавесу относительно слаба, но оппозиционеры могут перенять опыт у боливийских инакомыслящих и бросить серьезный вызов чавизму.
Именно такой сценарий может получить развитие перед губернаторскими выборами в 23 штатах страны и округе Каракас, которые должны состояться 23 ноября. В условия разваленной экономики, инфляции, взлетевшей до 30%, и стремящейся к объединению оппозиции, мессия из Венесуэлы чувствует некий накал. Вполне возможно, что в результате справедливых выборов (в чем вряд ли можно быть уверенным) кандидаты оппозиции смогут победить в трех важных штатах, а может, и в шести. Для человека с амбициями диктатора это подобно проклятью. Вот почему он показал призрака Дяди Сэма, вызвал русских и велел послу из Вашингтона паковать вещи.