Если прибалтийское государство примет новые законы, легализующие гонения на гомосексуалистов, ей не место в Европейском союзе
В июле в Литве был принят закон, запрещающий "пропаганду гомосексуализма" в местах, где ее могут увидеть дети, пишет The Guardian, сравнивая его с широко высмеиваемым в британском обществе и ныне отмененным "параграфом 28". "Пока все не так плохо, - отмечает издание, - но ситуация может значительно ухудшиться для... [геев] в Восточной Европе".
Автор статьи Джозеф Галлиано отмечает, что все может пойти по знакомой модели. Сначала заводится речь о защите детей - простой и эмоциональный аргумент - а затем уже вы расширяете повестку дня.
И впрямь, продолжает он, прошло всего два месяца, а уже зашла речь о дальнейших мерам. Сейчас в литовском сейме обсуждаются возможные поправки к статье 310 уголовного кодекса и к статье 214 административного кодекса. Если они будут приняты, то угроза штрафа, общественных работ или тюремного заключения нависнет над каждым, кто будет замечен за "пропагандой" гомосексуализма в общественном месте. Как говорит Никола Дакуорт, директор европейского отделения Amnesty International, это новый рубеж "гомофобии в Литве, поддерживаемой государством".
На деле, как подчеркивает издание, это означает, что гомосексуальное меньшинство в прибалтийской стране будет испытывать большую дискриминацию и большее унижение. Как пишет Галлиано, на ум также приходит вопрос "Что дальше?" или даже "Кто следующий?".
Автор находит любопытным, что и бесславно известный британский "параграф 28" и эти литовские законы как бы исходят из того, что гетеросексуальная ориентация - это "хрупкий цветок" и что гомосексуализм может показаться привлекательным, если люди о нем узнают, после чего они не смогут удержаться в традиционных рамках и общество претерпит крах. Опасные последствия принятия подобных уложений он видит в законодательном обособление геев как своего рода пришельцев.
Литовские власти не отстают от своих соседей, отмечает автор статьи. Геи дискриминируются в Сербии, Словении, Польше, России и на Украине. Организаторам польского гей-парада пришлось обращаться в Европейский суд по правам человека после того, как мэр Варшавы запретил их шествие. В Москве такие собрания по-прежнему остаются вне закона. Преступления на почве гомофобии часто даже не расследуются в Белоруссии, а в Латвии на гей-парадах собирается значительно большее число агрессивно настроенных гомофобов, нежели собственно гомосексуалистов.
Но дело в том, что Литва, в отличие от многих других стран Восточной Европы, - член ЕС, подчеркивает Галлиано, что, в числе прочего, означает обязательство по борьбе с дискриминацией. В 1993 году для того, чтобы войти в европейскую семью, Литва отменила уголовное преследование за гомосексуализм, говорится в статье, и теперь объединенная Европа не должна позволить Вильнюсу откатиться обратно.